Шаляпин — Бертрам в опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол»

Выпуск 468
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В собрании Музея музыки хранится много удивительных фотографий. Одна из них запечатлела рослого мужчину в театральном костюме и длинном завитом парике. Неумело наложенный грим скрывает лицо артиста, а ведь это — Фёдор Шаляпин. Роль Бертрама в опере французского композитора Джакомо Мейербера молодой Шаляпин исполнил только однажды — 17 октября 1894 года в Панаевском театре в Санкт-Петербурге.
Шаляпин — Бертрам в опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол»
После нескольких уроков пения у профессора Усатова в Тифлисе и успешного дебюта в Тифлисской опере Шаляпин решил осуществить свою мечту — выступить на столичной сцене. Приглашение антрепренёра Лентовского в петербургский сад «Аркадия», казалось, сулило начинающему артисту удачное начало карьеры. Однако надежды не оправдались. «И в художественном, и в материальном отношении антреприза Лентовского не дала мне ничего, кроме досадных разочарований», — вспоминал Шаляпин.
Неожиданный успех у петербургской публики принесло Шаляпину выступление на частной оперной сцене. Панаевский театр на Адмиралтейской набережной, небольшой и неуютный, тем не менее, хорошо посещала публика. В популярной опере Мейербера артист исполнил роль Бертрама, зловещего посланца Сатаны.
Шаляпин вспоминал: «Именно в роли Бертрама мне удалось чем-то сильно привлечь к себе публику. Не только молодой голос мой ей очень полюбился — ценители пения находили в нём какие-то особые непривычные тембры, — но и в игре моей публике почудилось нечто оригинальное».
Певец старался придать роли оперного злодея совсем не оперную убедительность. Шаляпин, правда, не смог избежать актерских штампов, принятых на провинциальной тифлисской сцене. К опере Мейербера он больше не возвращался. Однако спустя несколько лет Шаляпин гениально создал образ другого исчадия ада — Мефистофеля, и эта роль принесла ему мировую славу. А тогда, после успешного выступления в Панаевском театре, Шаляпина стали приглашать в светские салоны — правда, певец стеснялся своего плохо пошитого фрака и еще совершенно не умел держать себя в обществе…
Так одна из многочисленных фотокарточек Фёдора Ивановича Шаляпина рассказала о начале блистательной карьеры артиста. Редкие фотографии — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.