Шаляпин — Бертрам в опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол»

  • 1 июня 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В собрании Музея музыки хранится много удивительных фотографий. Одна из них запечатлела рослого мужчину в театральном костюме и длинном завитом парике. Неумело наложенный грим скрывает лицо артиста, а ведь это — Фёдор Шаляпин. Роль Бертрама в опере французского композитора Джакомо Мейербера молодой Шаляпин исполнил только однажды — 17 октября 1894 года в Панаевском театре в Санкт-Петербурге.
Шаляпин — Бертрам в опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол»
После нескольких уроков пения у профессора Усатова в Тифлисе и успешного дебюта в Тифлисской опере Шаляпин решил осуществить свою мечту — выступить на столичной сцене. Приглашение антрепренёра Лентовского в петербургский сад «Аркадия», казалось, сулило начинающему артисту удачное начало карьеры. Однако надежды не оправдались. «И в художественном, и в материальном отношении антреприза Лентовского не дала мне ничего, кроме досадных разочарований», — вспоминал Шаляпин.
Неожиданный успех у петербургской публики принесло Шаляпину выступление на частной оперной сцене. Панаевский театр на Адмиралтейской набережной, небольшой и неуютный, тем не менее, хорошо посещала публика. В популярной опере Мейербера артист исполнил роль Бертрама, зловещего посланца Сатаны.
Шаляпин вспоминал: «Именно в роли Бертрама мне удалось чем-то сильно привлечь к себе публику. Не только молодой голос мой ей очень полюбился — ценители пения находили в нём какие-то особые непривычные тембры, — но и в игре моей публике почудилось нечто оригинальное».
Певец старался придать роли оперного злодея совсем не оперную убедительность. Шаляпин, правда, не смог избежать актерских штампов, принятых на провинциальной тифлисской сцене. К опере Мейербера он больше не возвращался. Однако спустя несколько лет Шаляпин гениально создал образ другого исчадия ада — Мефистофеля, и эта роль принесла ему мировую славу. А тогда, после успешного выступления в Панаевском театре, Шаляпина стали приглашать в светские салоны — правда, певец стеснялся своего плохо пошитого фрака и еще совершенно не умел держать себя в обществе…
Так одна из многочисленных фотокарточек Фёдора Ивановича Шаляпина рассказала о начале блистательной карьеры артиста. Редкие фотографии — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.