Карта экспедиции Листопадова

  • 28 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Географические карты встречаются в фондах Музея музыки очень редко. В фонде учёного-этнографа, музыковеда Александра Листопадова хранится уникальный образец искусства картографии. На четырёх отдельных листах на тканевой основе напечатана карта Области Войска Донского, составленная в 1898 году.
Область войска Донского была не просто большой частью России, но настоящей страной с самостоятельным управлением. Она просуществовала с 1786 по 1920 годы. Поселения донских казаков простирались от Таганрога на западе до Царицына на востоке. Как на карте звёздного неба, листы усыпаны множеством мелких обозначений населённых пунктов — казачьих станиц и хуторов, а также русских слобод и посёлков. На карте изображен герб Области войска Донского. На нём — казацкие шашки, знамёна и двуглавый орёл под короной.
На дошедшем до нас экземпляре особо интересны рукописные пометы — сеть линий, прочерченных красным карандашом. Они обозначают маршрут Донской песенной экспедиции под руководством Листопадова.
Карта экспедиции Листопадова
Александр Михайлович Листопадов родился в 1873 году в станице Екатерининской Области войска Донского. С молодых лет он слышал донские песни и начал записывать их. В 1902 году, ещё будучи студентом Московской консерватории, Листопадов совершил длительную фольклорную экспедицию в Первый Донской округ вместе с другом, тоже донским уроженцем Сергеем Арефиным. За полгода музыканты записали 720 песен. За свой «Сборник Донских казачьих песен» Листопадов был удостоен серебряной, а затем и золотой медали Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Александр Михайлович и дальше продолжил собирание донских песен, опубликовал несколько сборников. Благодаря трудам выдающегося учёного был сохранён целый пласт музыкальной культуры — исчезавший песенный фольклор народов юга России. Всего в собрании Листопадова насчитывается более тысячи двухсот донских песен.
Картой, которая сейчас хранится в Музее, Александр Михайлович пользовался многократно — во всех своих экспедициях. На листах имеются красные разводы и надпись Листопадова, объясняющая их появление: «Отпечатки красок — результат долгого лежания под водой на дне Дона между станицами Ромашовской и Кумшацкой в ночь под 11 июня 1915 года».
Что же случилось с картой и ее владельцем в ту ночь? Исследователям ещё только предстоит это узнать.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».