Карта экспедиции Листопадова

Выпуск 466
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Географические карты встречаются в фондах Музея музыки очень редко. В фонде учёного-этнографа, музыковеда Александра Листопадова хранится уникальный образец искусства картографии. На четырёх отдельных листах на тканевой основе напечатана карта Области Войска Донского, составленная в 1898 году.
Область войска Донского была не просто большой частью России, но настоящей страной с самостоятельным управлением. Она просуществовала с 1786 по 1920 годы. Поселения донских казаков простирались от Таганрога на западе до Царицына на востоке. Как на карте звёздного неба, листы усыпаны множеством мелких обозначений населённых пунктов — казачьих станиц и хуторов, а также русских слобод и посёлков. На карте изображен герб Области войска Донского. На нём — казацкие шашки, знамёна и двуглавый орёл под короной.
На дошедшем до нас экземпляре особо интересны рукописные пометы — сеть линий, прочерченных красным карандашом. Они обозначают маршрут Донской песенной экспедиции под руководством Листопадова.
Карта экспедиции Листопадова
Александр Михайлович Листопадов родился в 1873 году в станице Екатерининской Области войска Донского. С молодых лет он слышал донские песни и начал записывать их. В 1902 году, ещё будучи студентом Московской консерватории, Листопадов совершил длительную фольклорную экспедицию в Первый Донской округ вместе с другом, тоже донским уроженцем Сергеем Арефиным. За полгода музыканты записали 720 песен. За свой «Сборник Донских казачьих песен» Листопадов был удостоен серебряной, а затем и золотой медали Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Александр Михайлович и дальше продолжил собирание донских песен, опубликовал несколько сборников. Благодаря трудам выдающегося учёного был сохранён целый пласт музыкальной культуры — исчезавший песенный фольклор народов юга России. Всего в собрании Листопадова насчитывается более тысячи двухсот донских песен.
Картой, которая сейчас хранится в Музее, Александр Михайлович пользовался многократно — во всех своих экспедициях. На листах имеются красные разводы и надпись Листопадова, объясняющая их появление: «Отпечатки красок — результат долгого лежания под водой на дне Дона между станицами Ромашовской и Кумшацкой в ночь под 11 июня 1915 года».
Что же случилось с картой и ее владельцем в ту ночь? Исследователям ещё только предстоит это узнать.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.