Балалайка-альт из мастерской И.И. Галиниса

Выпуск 464
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки есть два инструмента, созданные замечательным балалаечным мастером Иосифом Галинисом. Балалайка и домра-бас, изготовленные в 1900-х и 1930-х годах соответственно, поступили в Музей от частных лиц во второй половине XX века.
Кроме того, в фондах Музея есть еще один инструмент, связанный с именем Галиниса, балалайка-альт, изготовленная в его мастерской в 1913–1914 годах. В Музей инструмент поступил в конце 80-х. Несколько лет тому назад эта балалайка-альт демонстрировалась на музейной выставке «Экспонат в фокусе».
Балалайка-альт из мастерской И.И. Галиниса
Иосиф Галинис входит в число лучших отечественных мастеров народных инструментов — наряду с Семёном Налимовым и Семёном Сотским. Литовец по происхождению, Галинис родился в 1882 году в Ковенской губернии. Свою жизнь он связал с городом на Неве и умер в блокаду Ленинграда в 1942 году, до конца дней работая инструментальным мастером в оркестре.
В 13-летнем возрасте Галинис поступил учеником к известному мастеру Ивану Зюзину в Санкт-Петербурге. Через несколько лет молодой мастер открыл собственную мастерскую, а позже и свой музыкальный магазин. В 1916 году, после смерти Семёна Налимова, Василий Андреев, создатель первого в России оркестра русских народных инструментов, пригласил Галиниса на работу инструментальным мастером в этот коллектив, передав ему материалы мастерской Налимова и поручив реставрацию налимовских инструментов. Став непосредственным продолжателем школы Налимова, Галинис создал замечательные по качеству инструменты. Его балалайки отличались объемным корпусом, более широким грифом, чем у балалаек других современных ему мастеров, тщательной выработкой, светлым, чуть желтоватым лаком, а главное — неповторимым звуком.
В 1930-е годы мастер работал уже вместе со штатом учеников — сотрудников, которые обеспечивали выполнение многочисленных заказов. В конце 30-х годов Галинис и еще три мастера арендовали в Ленинградской консерватории помещение, где они изготавливали сольные и оркестровые балалайки и домры. Иосиф Игнатьевич отличался исключительной работоспособностью и преданностью своему делу. Многие его инструменты звучат до сих пор, принося радость музыкантам и публике.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Н.В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.