Английский рожок

Выпуск 458
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Английский рожок возник примерно в двадцатых годах XVIII века, когда корпус изогнутого охотничьего гобоя да качча соединили с грушевидным раструбом гобоя д`амур. Никакого отношения к Англии происхождение инструмента не имеет, и почему его назвали именно так — до сих пор загадка.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный. Глубокий знаток оркестра Николай Андреевич Римский-Корсаков определил тембр английского рожка как «лениво-мечтательный».
В экспозиции Музея музыки представлено несколько английских рожков. Один из них относится к ранним образцам инструмента. Своей формой он напоминает серп. Такая форма создавала трудности при изготовлении канала инструмента — в цельном корпусе было невозможно его просверлить. Было найдено решение: ствол склеивался из двух половинок с готовыми отверстиями, а затем обтягивался тонкой кожей. Музейный инструмент состоит из 3-х частей, они соединены широкими кольцами из слоновой кости.
Английский рожок
К тридцатым годам XIX века английский рожок приобрел прямую форму. В отличие от других разновидностей гобоя, он не вышел из употребления, а, наоборот, окончательно закрепился в составе оркестра. К этому времени английский рожок снабдили удобной механикой и небольшим медным изгибом вверху корпуса — на нём крепится трость.
Английский рожок
В Музее музыки экспонируются два инструмента второй половины XIX века. Один из них — немецкой фирмы «Геккель», второй — московской фирмы «Николай Фёдоров», имевшей звание «поставщика двора Его Императорского Величества».
Первыми включили английский рожок в состав оркестра Глюк — в опере «Орфей и Эвридика» — и Гайдн — в симфонической музыке. Английский рожок широко использовался в операх итальянских композиторов. В творчестве Чимарозы, Траэтты, Сарти сложился певучий стиль письма для этого инструмента в противоположность распространенному тогда виртуозному стилю. В XIX веке эту традицию продолжили прославленные итальянские композиторы: Россини, Беллини, Доницетти, Верди. Они использовали английский рожок в драматических эпизодах.
В начале XIX века большой интерес к английскому рожку проявили русские композиторы. Горячим поклонником этого инструмента был Михаил Глинка. Он использовал рожок в двух своих операх, отведя ему важную драматургическую роль. В 1836 году специально для участия в премьере оперы «Жизнь за царя» был приглашён самый авторитетный в Европе исполнитель на английском рожке, профессор Парижской консерватории Анри Брод. Его приезд в Россию оплатила семья императора Николая Первого.
В 20-м столетии композиторы продолжили традиции романтической эпохи в трактовке английского рожка, стремясь максимально выявить его особый, красочный тембр.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.