Василий Андреев

  • 10 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На фотопортрете из коллекции Музея музыки — Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он выглядит необыкновенно элегантно — дорогой костюм, аккуратно постриженные усы и бородка, умный внимательный взгляд, в руках — балалайка.
Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах. Примитивная деревенская балалайка коробила чуткий слух, и Андреев вместе с мастером Францем Посербским взялся за ее усовершенствование. Результатом многолетней работы стала хроматическая балалайка. Она звучала ярко, а играть на ней было легко и удобно. Это был настоящий концертный инструмент.
Столичный дебют Андреева на сцене Петербургского Благородного собрания в 1896 году произвел фурор. Федор Шаляпин утверждал, что учиться одеваться надо у Василия Андреева. А игра на балалайке вошла в моду даже в высших аристократических кругах. Андреев создал первое учебное пособие по игре на этом инструменте и добился, чтобы это искусство стало обязательной дисциплиной в школах, училищах и даже в армии — пусть демобилизованные солдаты несут в деревню хорошую музыку.
Из таких же, как он, музыкантов-любителей и энтузиастов народного искусства, Андреев собрал оркестр. В его состав входили балалайки и домры разных размеров — от примы до баса, гусли, духовые и ударные инструменты. Со своим оркестром Андреев выступал в России и совершал триумфальные заграничные турне.
В 1892 году во Франции музыкант был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью выставки. Выступления оркестра в Америке записывались на пластинки. А во время гастролей в Англии в 1911 году Андреев обучал местных военных музыкантов игре на русских народных инструментах. В фондах Музея музыки хранится балалайка-прима, принадлежавшая Василию Андрееву. Она изготовлена знаменитым мастером Семёном Налимовым. Впоследствии инструмент перешел к ученику Андреева, солисту Великорусского оркестра Борису Трояновскому.
Одно из своих симфонических сочинений Александр Глазунов назвал «Русская фантазия для Великорусского оркестра» и посвятил его Андрееву. Знаменитый балалаечник и сам занимался сочинением и аранжировками для своего оркестра. В фондах музея хранятся ноты его вальса «Балалайка», песни «Былое на Волге», переложения цыганской песни «Белая акация». Памятник Василию Андрееву установлен на его родине в Бежецке, а в Санкт-Петербурге и Вышнем Волочке открыты мемориальные доски. А оркестр, который замечательный музыкант основал более ста тридцати лет назад, существует и сегодня — и носит его имя.
Уникальные экспонаты — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

  • 3 августа 2021

Письмо Победы

В Музее музыки хранится огромное эпистолярное наследие выдающегося пианиста, профессора Московской консерватории Александра Борисовича Гольденвейзера – в нем около 15-ти тысяч писем. Многие из них написаны в годы войны учениками, коллегами и знакомыми музыканта.

  • 29 июля 2021

Платок с веткой сирени

В фондах Музея музыки хранится немало мемориальных предметов, принадлежавших Сергею Рахманинову. Один из них — батистовый платок фабричной работы с напечатанным рисунком — веткой сирени.