Василий Андреев

Выпуск 452
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотопортрете из коллекции Музея музыки — Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он выглядит необыкновенно элегантно — дорогой костюм, аккуратно постриженные усы и бородка, умный внимательный взгляд, в руках — балалайка.
Василий Андреев
Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах. Примитивная деревенская балалайка коробила чуткий слух, и Андреев вместе с мастером Францем Посербским взялся за ее усовершенствование. Результатом многолетней работы стала хроматическая балалайка. Она звучала ярко, а играть на ней было легко и удобно. Это был настоящий концертный инструмент.
Столичный дебют Андреева на сцене Петербургского Благородного собрания в 1896 году произвел фурор. Федор Шаляпин утверждал, что учиться одеваться надо у Василия Андреева. А игра на балалайке вошла в моду даже в высших аристократических кругах. Андреев создал первое учебное пособие по игре на этом инструменте и добился, чтобы это искусство стало обязательной дисциплиной в школах, училищах и даже в армии — пусть демобилизованные солдаты несут в деревню хорошую музыку.
Из таких же, как он, музыкантов-любителей и энтузиастов народного искусства, Андреев собрал оркестр. В его состав входили балалайки и домры разных размеров — от примы до баса, гусли, духовые и ударные инструменты. Со своим оркестром Андреев выступал в России и совершал триумфальные заграничные турне.
Василий Андреев
В 1892 году во Франции музыкант был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью выставки. Выступления оркестра в Америке записывались на пластинки. А во время гастролей в Англии в 1911 году Андреев обучал местных военных музыкантов игре на русских народных инструментах. В фондах Музея музыки хранится балалайка-прима, принадлежавшая Василию Андрееву. Она изготовлена знаменитым мастером Семёном Налимовым. Впоследствии инструмент перешел к ученику Андреева, солисту Великорусского оркестра Борису Трояновскому.
Одно из своих симфонических сочинений Александр Глазунов назвал «Русская фантазия для Великорусского оркестра» и посвятил его Андрееву. Знаменитый балалаечник и сам занимался сочинением и аранжировками для своего оркестра. В фондах музея хранятся ноты его вальса «Балалайка», песни «Былое на Волге», переложения цыганской песни «Белая акация». Памятник Василию Андрееву установлен на его родине в Бежецке, а в Санкт-Петербурге и Вышнем Волочке открыты мемориальные доски. А оркестр, который замечательный музыкант основал более ста тридцати лет назад, существует и сегодня — и носит его имя.
Уникальные экспонаты — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.