Бандонеон

Выпуск 451
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранятся три бандонеона немецкого производства первой трети 20-го века. Первый из них, изготовленный фирмой «Ланге», поступил из Московской государственной консерватории в середине 30-х годов. Два других инструмента пришли от частных лиц в 70-е и 80-е годы. Один из них демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Бандонеон
Бандонео́н — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Его устройство похоже на баян, гармонику или аккордеон. Создал бандонеон на основе немецкой концертины в 1840-х годах мастер Генрих Банд, отсюда и название инструмента. Мастер придал ему квадратную форму. Главная отличительная черта бандонеона в том, что играть приходится попеременно — то правой рукой, то — левой. Поначалу бандонеон применяли для исполнения духовной музыки в лютеранских церквях Германии. В дальнейшем он стал использоваться в домашнем музицировании, в ансамблях и оркестрах.
В конце 19-го века бандонеоны были завезены в Аргентину. И в начале 20-го века широко распространились не только в Аргентине, но и в Уругвае и Бразилии. А в самой Аргентине бандонеон стал национальным инструментом. Он вошёл в состав танго-оркестров и стал очень популярным из-за своего драматичного и грустного звучания. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго приобрела то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней миллионы поклонников. Для бандонеона создал свои лучшие произведения выдающийся аргентинский композитор и исполнитель второй половины 20-го столетия — Астор Пьяццолла. Его сочинения очень обогатили музыку танго, соединив его с элементами джаза и классической музыки. Пьяццолла стал родоначальником стиля, получившего название «танго нуэво», то есть «новое танго».
Во многом благодаря усилиям Пьяццоллы и его последователей бандонеон сегодня популярен во всем мире.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.