Фотография Андреса Сеговии с надписью В. Д. Климову (1926)

  • 5 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
30 лет назад коллекция Музея музыки пополнилась фотографией всемирно известного испанского гитариста Андреса Сеговии.
Влияние Сеговии на гитарную музыку можно сравнить со значением Николо Паганини в скрипичном искусстве. Андрес Сеговия первым из гитаристов выступил в лучших залах Мадрида, Барселоны, Лондона, Парижа, Москвы, Нью-Йорка, Буэнос-Айреса и Токио. Он преодолел сложившееся веками мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте.
С именем Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Он четыре раза приезжал в Советский союз в 20-х — 30-х годах, давал концерты и открытые уроки, встречался с гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. После его выступлений в СССР вспыхнул интерес к классической шестиструнной гитаре, которая оттеснила русскую семиструнную гитару на второй план. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отмечал в 1926 году, что Сеговия умеет извлечь из инструмента «все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью».
На музейной фотографии Андрес Сеговия изображен с гитарой в руках. Этот инструмент он получил в 1912 году от Мануэля Рамиреса, вначале напрокат, а затем в дар. На этой гитаре Сеговия играл 25 лет.
Фотография Андреса Сеговии с надписью В. Д. Климову (1926)
Фото было послано в подарок одному из лучших московских гитарных мастеров — Василию Климову. Под фотографией имеется собственноручная надпись Сеговии на французском языке. Вот ее перевод: «Трещина в горячо любимом инструменте то же, что рана в теле любимого дитяти. Действительная радость найти в этом случае мастера ‑ врача интеллигентного и ловкого. Мастер Климов выходил мою гитару, как если бы это была маленькая девочка, а он врач. Благодарю его за то, что он мне ее поправил так хорошо и так быстро. 25 марта 1926 года. Андрес Сеговия».
Фотография Сеговии с благодарственной надписью Василию Климову бережно хранилась в семье мастера, а затем была передана в Музей музыки его сыном, Александром Васильевичем Климовым. Она очень ценна не только потому, что содержит автограф легендарного музыканта. Это важный документ, проливающий свет на неизвестный эпизод его гастролей в нашей стране.
Редкие фотографии знаменитых исполнителей — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».