Фотография Андреса Сеговии с надписью В. Д. Климову (1926)
Выпуск 449
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
30 лет назад коллекция Музея музыки пополнилась фотографией всемирно известного испанского гитариста Андреса Сеговии.
Влияние Сеговии на гитарную музыку можно сравнить со значением Николо Паганини в скрипичном искусстве. Андрес Сеговия первым из гитаристов выступил в лучших залах Мадрида, Барселоны, Лондона, Парижа, Москвы, Нью-Йорка, Буэнос-Айреса и Токио. Он преодолел сложившееся веками мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте.
С именем Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Он четыре раза приезжал в Советский союз в 20-х — 30-х годах, давал концерты и открытые уроки, встречался с гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. После его выступлений в СССР вспыхнул интерес к классической шестиструнной гитаре, которая оттеснила русскую семиструнную гитару на второй план. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отмечал в 1926 году, что Сеговия умеет извлечь из инструмента «все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью».
На музейной фотографии Андрес Сеговия изображен с гитарой в руках. Этот инструмент он получил в 1912 году от Мануэля Рамиреса, вначале напрокат, а затем в дар. На этой гитаре Сеговия играл 25 лет.
Фото было послано в подарок одному из лучших московских гитарных мастеров — Василию Климову. Под фотографией имеется собственноручная надпись Сеговии на французском языке. Вот ее перевод: «Трещина в горячо любимом инструменте то же, что рана в теле любимого дитяти. Действительная радость найти в этом случае мастера ‑ врача интеллигентного и ловкого. Мастер Климов выходил мою гитару, как если бы это была маленькая девочка, а он врач. Благодарю его за то, что он мне ее поправил так хорошо и так быстро. 25 марта 1926 года. Андрес Сеговия».
Фотография Сеговии с благодарственной надписью Василию Климову бережно хранилась в семье мастера, а затем была передана в Музей музыки его сыном, Александром Васильевичем Климовым. Она очень ценна не только потому, что содержит автограф легендарного музыканта. Это важный документ, проливающий свет на неизвестный эпизод его гастролей в нашей стране.
Редкие фотографии знаменитых исполнителей — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Нина Милешина