Вагнер в России

  • 4 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1995 году в коллекцию писем Музея музыки поступил ценный документ — записка Рихарда Вагнера. Она написана на небольшом листке бумаги на немецком языке. Документ сохранился плохо — ветхий листок пожелтел и разорван по сгибу. Записка адресована Иосифу Яковлевичу Сетову и судя по ее содержанию, написана в 1863 году. Сетов, настоящая фамилия которого — Сетгофер — венгр по происхождению, оперный певец, режиссёр и антрепренёр. В 1863 году он выступал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Тогда же состоялось и его знакомство с Рихардом Вагнером.
Знаменитый композитор приехал в Россию по приглашению Филармонического общества — продирижировать двумя концертами из собственных сочинений. Гонорар был предложен просто фантастический — две тысячи рублей, по тысяче за концерт, и композитор немедленно ответил телеграммой: «Прибываю 22 февраля». В Санкт-Петербурге и Москве Вагнер дал в итоге не два запланированных концерта, а целых девять и исполнил 24 фрагмента из семи своих опер, а также пять симфоний Бетховена. Необычная манера дирижирования поразила слушателей: впервые они увидели дирижёра, стоящего лицом к оркестру и спиной к залу.
Исполнение музыки Вагнера — всегда испытание для вокалистов. Русским певцам, мало знакомым со стилем немецкого мастера, пришлось нелегко. Голос Иосифа Сетова показался композитору тусклым. Московский певец Владиславлев раздражал маэстро вызывающим видом — он явился на репетицию в красной рубашке. Кроме того, ему написали текст русскими буквами — поскольку Владиславлев не владел немецким.
Тем не менее, Вагнер оценил восторженный приём русских поклонников и не скупился на выражение благодарности. Вернувшись в Германию, он с восторгом демонстрировал своим друзьям гонорар — саквояж, набитый золотыми монетами, говоря: «Вот что такое Россия!».
Содержание записки Вагнера Иосифу Сетову, на первый взгляд, незначительно — композитор спрашивает, может ли он встретиться с ним после обеда у себя дома. Тем не менее, в биографии Вагнера важен каждый документ. А для коллекции Музея музыки, в которой хранятся всего два письма Вагнера, этот автограф ценен вдвойне.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

  • 18 мая 2021

Английский рожок

Английский рожок возник примерно в двадцатых годах XVIII века, когда корпус изогнутого охотничьего гобоя да качча соединили с грушевидным раструбом гобоя д`амур. Никакого отношения к Англии происхождение инструмента не имеет, и почему его назвали именно так – до сих пор загадка.

  • 17 мая 2021

Труба, подаренная Тимофею Докшицеру

В 2007 году в Музей музыки поступил большой фонд рукописных и документальных материалов выдающегося советского трубача Тимофея Александровича Докшицера.

  • 14 мая 2021

В.Фаворский. Портрет М.В. Юдиной

Фаворский был одним из ближайших друзей Юдиной, она называла его своим учителем. Художник не часто обращался в своем творчестве к миру музыки. Тем большую ценность представляет его гравюра с авторским названием «Мария Юдина исполняет сонату Бетховена № 32».