Гармоника Петра Невского

Выпуск 444
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 30-е годы прошлого века из Московской государственной консерватории в Музей поступило большое собрание музыкальных инструментов. Среди них — маленькая гармоника, принадлежавшая Петру Невскому. Это псевдоним Петра Елисеевича Емельянова.
Русский гармонист, куплетист, исполнитель песен собственного сочинения, народных «песен-скороговорок», чтец-рассказчик, танцор и балалаечник, он выступал на эстраде и виртуозно играл на маленьких и миниатюрных гармониках. Этих малюток в 19 веке называли «акробатическими гармониками» и «лилипут-гармониками», но в народе закрепилось название «черепашки». Дело в том, что кисти рук артиста, полусогнутые при игре на маленькой гармонике, действительно напоминают панцирь небольшой черепахи.
Гармоника Петра Невского
Крохотные «черепашки» и сейчас на концертах вызывают восторг у зрителей. Но знаменитыми их сделал своими выступлениями именно Петр Невский, и потому до сих пор маленькие однорядные гармоники носят название «черепашки Невского».
Артист родился в 1849 году в Петербурге в семье сапожника. В юности самостоятельно научился играть на тульской гармонике, а его первые выступления прошли в торговых городах Поволжья. Кардинально изменила его жизнь встреча с цирковой труппой Юровых — музыкантов-эксцентриков с мировой славой. Дмитрий Юров, прекрасно игравший на тульской гармонике и концертине, обучил Невского эстрадному мастерству.
Петр Невский с успехом гастролировал в Турции, Бельгии, Чехии, Польше, Германии, Англии, Франции и даже в Монако. По возвращении в Россию в репертуаре гармониста появился новый номер «Путешествие по Европе». В шутливой музыкально-стихотворной форме, под несмолкаемый хохот зала Невский рассказывал о европейских городах. Номер заканчивался куплетом «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет». Популярность Невского была всенародной. Его репертуар включал также обработки произведений Глинки, Чайковского, Верди, Вагнера, Рубинштейна. В 1896 году Петр Невский был приглашен на торжества по случаю коронации императора Николая II.
Невский называл себя «первым русским гармонистом». И не случайно. Он первым среди гармонистов стал выезжать на длительные зарубежные гастроли. Первым солировал на гармонике, играя с симфоническим оркестром, — в 1909 году в Кисловодске, в зале, где выступали Рахманинов, Шаляпин, Собинов. Он первым написал и издал самоучитель игры на гармонике, где использовал «цифровой» метод обучения для тех, кто не знает нотной грамоты. Одним из первых Невский стал сотрудничать с фирмами грамзаписи — «Пишущий амур», «Братья Пате», «Зонофон». В фондах Музея хранятся 8 восковых валиков для фонографа с записями выступлений Невского. Они изготовлены в 1898 году, Невский записал попурри, куплеты, поговорки, вальс собственного сочинения «Десять звуков».
А в постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» уже многие годы представлена гармоника «черепашка» конструкции Петра Невского. В свое время она принадлежала самому музыканту.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.