Гармоника Петра Невского
Выпуск 444
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 30-е годы прошлого века из Московской государственной консерватории в Музей поступило большое собрание музыкальных инструментов. Среди них — маленькая гармоника, принадлежавшая Петру Невскому. Это псевдоним Петра Елисеевича Емельянова.
Русский гармонист, куплетист, исполнитель песен собственного сочинения, народных «песен-скороговорок», чтец-рассказчик, танцор и балалаечник, он выступал на эстраде и виртуозно играл на маленьких и миниатюрных гармониках. Этих малюток в 19 веке называли «акробатическими гармониками» и «лилипут-гармониками», но в народе закрепилось название «черепашки». Дело в том, что кисти рук артиста, полусогнутые при игре на маленькой гармонике, действительно напоминают панцирь небольшой черепахи.
Крохотные «черепашки» и сейчас на концертах вызывают восторг у зрителей. Но знаменитыми их сделал своими выступлениями именно Петр Невский, и потому до сих пор маленькие однорядные гармоники носят название «черепашки Невского».
Артист родился в 1849 году в Петербурге в семье сапожника. В юности самостоятельно научился играть на тульской гармонике, а его первые выступления прошли в торговых городах Поволжья. Кардинально изменила его жизнь встреча с цирковой труппой Юровых — музыкантов-эксцентриков с мировой славой. Дмитрий Юров, прекрасно игравший на тульской гармонике и концертине, обучил Невского эстрадному мастерству.
Петр Невский с успехом гастролировал в Турции, Бельгии, Чехии, Польше, Германии, Англии, Франции и даже в Монако. По возвращении в Россию в репертуаре гармониста появился новый номер «Путешествие по Европе». В шутливой музыкально-стихотворной форме, под несмолкаемый хохот зала Невский рассказывал о европейских городах. Номер заканчивался куплетом «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет». Популярность Невского была всенародной. Его репертуар включал также обработки произведений Глинки, Чайковского, Верди, Вагнера, Рубинштейна. В 1896 году Петр Невский был приглашен на торжества по случаю коронации императора Николая II.
Невский называл себя «первым русским гармонистом». И не случайно. Он первым среди гармонистов стал выезжать на длительные зарубежные гастроли. Первым солировал на гармонике, играя с симфоническим оркестром, — в 1909 году в Кисловодске, в зале, где выступали Рахманинов, Шаляпин, Собинов. Он первым написал и издал самоучитель игры на гармонике, где использовал «цифровой» метод обучения для тех, кто не знает нотной грамоты. Одним из первых Невский стал сотрудничать с фирмами грамзаписи — «Пишущий амур», «Братья Пате», «Зонофон». В фондах Музея хранятся 8 восковых валиков для фонографа с записями выступлений Невского. Они изготовлены в 1898 году, Невский записал попурри, куплеты, поговорки, вальс собственного сочинения «Десять звуков».
А в постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» уже многие годы представлена гармоника «черепашка» конструкции Петра Невского. В свое время она принадлежала самому музыканту.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Нина Милешина