Сергей Василенко «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре»

Выпуск 442
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1901 году Сергей Василенко окончил Московскую консерваторию по классу композиции. По правилам выпускники должны были представить на экзамен кантату или оперу на заданное либретто — вспомним Сергея Рахманинова и его оперу «Алеко». Но в 1901 году директор консерватории Василий Сафонов ввел новшество — будущим композиторам предоставлялось право самим выбирать либретто. И выбор Василенко пал на сюжет из русских летописей о граде Китеже. Во время татарского набега город вместе с жителями чудесным образом погрузился в воды озера Светояр и был спасен от врагов.
Интерес Василенко к древней легенде был неслучаен. Посещая курс истории церковного пения в России, который вел профессор Сергей Васильевич Смоленский, он увлекся старинными церковными напевами, посещал службы в старообрядческих церквях, изучал крюковые записи богослужебных мелодий. Конечно, профессор Смоленский очень обрадовался, узнав о теме будущего сочинения. Друзья помогали композитору сочинять либретто, находить музыкальный материал.
Сергей Василенко «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре»
В мае 1901 года опера-кантата была закончена — 300 страниц партитуры и переложение для двух роялей. В этом переложении «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре» и было исполнено на выпускном экзамене. Первую партию играл пианист Александр Гольденвейзер, вторую — автор. После прослушивания должно было состояться закрытое обсуждение, но директор Сафонов объявил: «У нас не может быть совещания. Мы прослушали произведение крупного мастера, произведение мирового масштаба». Василенко получил диплом 1-й степени и золотую медаль. В следующем 1902 году кантата была с успехом исполнена под управлением Василия Сафонова, а еще через год поставлена в виде оперы на сцене Солодовниковского театра. Эскизы декораций написал художник Апполинарий Васнецов. Два эскиза — «площадь в Китеже» и «озеро Светояр» — Василенко приобрел, и теперь они, как и весь архив композитора, находятся в Музее музыки. Здесь же хранится и авторская рукопись оперы-кантаты.
А как же гораздо более известная опера Римского-Корсакова? Замысел «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» возник у композитора в том же 1901 году — две оперы на один и тот же сюжет сочинялись практически одновременно. Встретившись с Сергеем Василенко в Москве, Николай Андреевич признался: «Это совпадение меня беспокоило в том смысле, что бы вы что-нибудь не подумали». Но трактовка сюжета оказалась совсем разной. Так, Римский-Корсаков развил сюжетную любовную линию Февронии и Всеволода (в опере-кантате Василенко они вовсе не имеют имен — Княжич и Невеста Княжича). И главное — Китеж у Римского-Корсакова не погрузился в озеро Светояр на глазах у татар, а исчез, растворившись в волшебном тумане.
Опера Римского-Корсакова была поставлена в 1907 году, с тех пор она не сходит с оперных сцен. А «Китеж» Сергея Василенко — что ж, он остался в истории музыки как еще одна трактовка великолепного сюжета.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.