«Неистовая пляска Глинки»

Выпуск 439
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображены трое танцоров. Слева — молодая девушка в испанском народном платье с пышной юбкой изогнулась в стремительном танцевальном па. Справа — черноволосый испанец в высокой шляпе приплясывает с гитарой в руках. А в центре — хорошо нам знакомый по многочисленным портретам, рисункам и шаржам композитор Михаил Глинка тоже выделывает фигуры испанского танца.
«Неистовая пляска Глинки»
В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки». Справа внизу, под изображением друга, секретаря и камердинера Глинки — дона Педро, надпись по-испански — «Don Pedro Nelasco Sandino» (Дон Педро Неласко Сандино).
Рисунок изображает вымышленную сцену из испанского путешествия Глинки. Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году. Для этой поездки Глинка специально выучил испанский язык. В сопровождении своего верного спутника дона Педро Михаил Иванович побывал во многих испанских городах, записывал испанские народные песни, а, вернувшись, сочинил две испанские увертюры — «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота».
На музыкальных вечерах в своем доме и у своих испанских друзей Глинка любовался народными танцами. Он и сам захотел обучиться этому искусству, поскольку считал, что это необходимо для понимания сути испанской музыки. «Пробовал я учиться танцевать у тамошнего танцовщика Пелло, ноги повиновались, но с кастаньетками я не мог управиться», — читаем мы в «Записках» Глинки. Эта история, рассказанная позже друзьям, стала одним из сюжетов серии шаржей художника Николая Степанова, приятеля композитора. Рисунки «испанской серии» изображают Глинку совсем иного, нежели на портретах — живого, веселого и немного смешного. Михаилу Ивановичу они очень нравились. Кстати, в руках у Глинки и танцовщицы-испанки изображены не кастаньеты, а другой инструмент — вроде бубенчиков на рукоятке.
Ценные произведения изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.