«Неистовая пляска Глинки»

  • 21 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображены трое танцоров. Слева — молодая девушка в испанском народном платье с пышной юбкой изогнулась в стремительном танцевальном па. Справа — черноволосый испанец в высокой шляпе приплясывает с гитарой в руках. А в центре — хорошо нам знакомый по многочисленным портретам, рисункам и шаржам композитор Михаил Глинка тоже выделывает фигуры испанского танца.
«Неистовая пляска Глинки»
В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки». Справа внизу, под изображением друга, секретаря и камердинера Глинки — дона Педро, надпись по-испански — «Don Pedro Nelasco Sandino» (Дон Педро Неласко Сандино).
Рисунок изображает вымышленную сцену из испанского путешествия Глинки. Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году. Для этой поездки Глинка специально выучил испанский язык. В сопровождении своего верного спутника дона Педро Михаил Иванович побывал во многих испанских городах, записывал испанские народные песни, а, вернувшись, сочинил две испанские увертюры — «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота».
На музыкальных вечерах в своем доме и у своих испанских друзей Глинка любовался народными танцами. Он и сам захотел обучиться этому искусству, поскольку считал, что это необходимо для понимания сути испанской музыки. «Пробовал я учиться танцевать у тамошнего танцовщика Пелло, ноги повиновались, но с кастаньетками я не мог управиться», — читаем мы в «Записках» Глинки. Эта история, рассказанная позже друзьям, стала одним из сюжетов серии шаржей художника Николая Степанова, приятеля композитора. Рисунки «испанской серии» изображают Глинку совсем иного, нежели на портретах — живого, веселого и немного смешного. Михаилу Ивановичу они очень нравились. Кстати, в руках у Глинки и танцовщицы-испанки изображены не кастаньеты, а другой инструмент — вроде бубенчиков на рукоятке.
Ценные произведения изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».