Нотные эскизы Римского-Корсакова

Выпуск 435
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Едва ли не самая ценная часть фонда Николая Андреевича Римского-Корсакова в Музее музыки — музыкальные автографы композитора. В картонной папке хранятся семь пожелтевших нотных листов. Узнаём характерный почерк Римского-Корсакова — острый, колючий, с сильным наклоном вправо, как бы летящий. Надпись на папке свидетельствует о том, что эти листы подарил Московской консерватории Александр Оссовский.
Нотные эскизы Римского-Корсакова
Он был выдающимся музыковедом и музыкальным критиком. Юрист по образованию, Оссовский три года учился в Московской консерватории в классе композиции Римского-Корсакова и стал его близким другом. Оссовский был непременным посетителем музыкальных «сред» в доме Корсаковых и «пятниц» Митрофана Беляева, хорошо знал всех известных композиторов и музыкантов. Он печатался в «Русской музыкальной газете», был главным редактором журнала «Музыкальный современник». Разумеется, Оссовский присутствовал на торжествах в честь 60-летия Московской консерватории, которые проходили в начале 1927 года. Тогда он и передал в консерваторскую библиотеку ценный подарок — сохранившиеся у него — возможно, ещё со времени учебы в классе Николая Андреевича — листы с фрагментами партитуры оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Первый отрывок на пяти листах — ария Шемаханской царицы из второго действия оперы. Полностью выписана вокальная партия и струнные. Партии остальных инструментов даны лишь в набросках.
Во втором отрывке из того же действия выписаны лишь вокальные партии Додона, Шемаханской царицы и хора, а оркестровые партии даны в фортепианном изложении.
Чтобы закончить партитуру, требовалась работа либо самого автора, либо его помощника. Таким помощником вполне мог стать ученик Римского-Корсакова, как это бывало, например, при инструментовке других сочинений композитора. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич вспоминает, как его ученик Антоний Аренский помогал ему инструментовать «Снегурочку». Можно предположить, что листы с незаконченной партитурой «Золотого петушка» были переданы автором своему ученику Александру Оссовскому для помощи в инструментовке.
Кстати, текст арии Шемаханской царицы в эскизе отличается от окончательного. Он, без сомнения, принадлежит либреттисту Владимиру Бельскому, но является более ранним вариантом:
Ответь мне, ясная денница,
Идя с восточной стороны,
Волшебный край, где я царица,
Ты не видала б с вышины?
Для музейного собрания одинаково важно и ценно всё, что написано рукой великого композитора — будь то законченное сочинение, фрагмент, набросок, или даже одна-единственная нотная строчка.
Бесценные нотные автографы — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.