Нотные эскизы Римского-Корсакова

  • 15 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Едва ли не самая ценная часть фонда Николая Андреевича Римского-Корсакова в Музее музыки — музыкальные автографы композитора. В картонной папке хранятся семь пожелтевших нотных листов. Узнаём характерный почерк Римского-Корсакова — острый, колючий, с сильным наклоном вправо, как бы летящий. Надпись на папке свидетельствует о том, что эти листы подарил Московской консерватории Александр Оссовский.
Нотные эскизы Римского-Корсакова
Он был выдающимся музыковедом и музыкальным критиком. Юрист по образованию, Оссовский три года учился в Московской консерватории в классе композиции Римского-Корсакова и стал его близким другом. Оссовский был непременным посетителем музыкальных «сред» в доме Корсаковых и «пятниц» Митрофана Беляева, хорошо знал всех известных композиторов и музыкантов. Он печатался в «Русской музыкальной газете», был главным редактором журнала «Музыкальный современник». Разумеется, Оссовский присутствовал на торжествах в честь 60-летия Московской консерватории, которые проходили в начале 1927 года. Тогда он и передал в консерваторскую библиотеку ценный подарок — сохранившиеся у него — возможно, ещё со времени учебы в классе Николая Андреевича — листы с фрагментами партитуры оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Первый отрывок на пяти листах — ария Шемаханской царицы из второго действия оперы. Полностью выписана вокальная партия и струнные. Партии остальных инструментов даны лишь в набросках.
Во втором отрывке из того же действия выписаны лишь вокальные партии Додона, Шемаханской царицы и хора, а оркестровые партии даны в фортепианном изложении.
Чтобы закончить партитуру, требовалась работа либо самого автора, либо его помощника. Таким помощником вполне мог стать ученик Римского-Корсакова, как это бывало, например, при инструментовке других сочинений композитора. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич вспоминает, как его ученик Антоний Аренский помогал ему инструментовать «Снегурочку». Можно предположить, что листы с незаконченной партитурой «Золотого петушка» были переданы автором своему ученику Александру Оссовскому для помощи в инструментовке.
Кстати, текст арии Шемаханской царицы в эскизе отличается от окончательного. Он, без сомнения, принадлежит либреттисту Владимиру Бельскому, но является более ранним вариантом:
Ответь мне, ясная денница,
Идя с восточной стороны,
Волшебный край, где я царица,
Ты не видала б с вышины?
Для музейного собрания одинаково важно и ценно всё, что написано рукой великого композитора — будь то законченное сочинение, фрагмент, набросок, или даже одна-единственная нотная строчка.
Бесценные нотные автографы — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».