Скрипка работы мастера Льва Горшкова

Выпуск 428
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранятся струнные инструменты работы Льва Горшкова, известного советского скрипичного мастера и реставратора. Это гитара, виолончель, две скрипки и виолончельный смычок. Они были созданы мастером в разные годы — с конца сороковых до середины 70-х годов двадцатого века. Инструменты демонстрировались на выставках и в постоянной экспозиции музея. В фондах также хранятся дипломы об участии и победах инструментов Льва Александровича на международных конкурсах скрипичных мастеров.
Работы Горшкова отличаются прекрасным подбором дерева, тщательностью выделки и внешней красотой. Цветовая палитра лака на инструментах разных оттенков ‑ от желтого до темно-красного. Зрелые и поздние работы Льва Александровича следуют моделям Антонио Страдивари. Нередко мастер вводил декоративные элементы ‑ вставки тонких полосок чёрного дерева в углах инструмента. Это можно увидеть, например, на скрипке 1955 года. Фурнитуру к инструментам он всегда изготавливал собственноручно.
Скрипка работы мастера Льва Горшкова
Лев Александрович Горшков родился в 1910 году в Пензе, там же окончил художественную и музыкальную школы и начал изготавливать скрипки. В начале 30-х годов уехал в Москву и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Вскоре его приняли в консерваторскую мастерскую, где под руководством Евгения Витачека работали прекрасные скрипичные мастера той эпохи.
Всего Лев Горшков изготовил около двухсот скрипок, а также несколько полных комплектов инструментов для струнных квартетов. Один из них был закуплен в Белорусскую консерваторию. Кроме того, мастер создал более ста смычков. Он также владел ювелирным искусством, собственноручно паял кольца для колодок, а сами колодки любил делать из панциря черепахи или мамонтовой кости с перламутровыми вставками.
Лев Горшков был прекрасным реставратором старинных инструментов, а также икон и картин. Именно у него реставрировали свои инструменты великие музыканты — Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Рудольф Баршай, Даниил Шафран, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Валерий Климов и другие.
Лев Горшков стал основоположником династии скрипичных мастеров. Сегодня его дело продолжают сын Борис Львович и внук Сергей Борисович. Скрипки, виолончели, созданные мастером, обладают великолепным звуком и активно участвуют в современной концертной жизни.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.