Скрипка работы мастера Льва Горшкова

  • 6 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки хранятся струнные инструменты работы Льва Горшкова, известного советского скрипичного мастера и реставратора. Это гитара, виолончель, две скрипки и виолончельный смычок. Они были созданы мастером в разные годы — с конца сороковых до середины 70-х годов двадцатого века. Инструменты демонстрировались на выставках и в постоянной экспозиции музея. В фондах также хранятся дипломы об участии и победах инструментов Льва Александровича на международных конкурсах скрипичных мастеров.
Работы Горшкова отличаются прекрасным подбором дерева, тщательностью выделки и внешней красотой. Цветовая палитра лака на инструментах разных оттенков ‑ от желтого до темно-красного. Зрелые и поздние работы Льва Александровича следуют моделям Антонио Страдивари. Нередко мастер вводил декоративные элементы ‑ вставки тонких полосок чёрного дерева в углах инструмента. Это можно увидеть, например, на скрипке 1955 года. Фурнитуру к инструментам он всегда изготавливал собственноручно.
Скрипка работы мастера Льва Горшкова
Лев Александрович Горшков родился в 1910 году в Пензе, там же окончил художественную и музыкальную школы и начал изготавливать скрипки. В начале 30-х годов уехал в Москву и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Вскоре его приняли в консерваторскую мастерскую, где под руководством Евгения Витачека работали прекрасные скрипичные мастера той эпохи.
Всего Лев Горшков изготовил около двухсот скрипок, а также несколько полных комплектов инструментов для струнных квартетов. Один из них был закуплен в Белорусскую консерваторию. Кроме того, мастер создал более ста смычков. Он также владел ювелирным искусством, собственноручно паял кольца для колодок, а сами колодки любил делать из панциря черепахи или мамонтовой кости с перламутровыми вставками.
Лев Горшков был прекрасным реставратором старинных инструментов, а также икон и картин. Именно у него реставрировали свои инструменты великие музыканты — Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Рудольф Баршай, Даниил Шафран, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Валерий Климов и другие.
Лев Горшков стал основоположником династии скрипичных мастеров. Сегодня его дело продолжают сын Борис Львович и внук Сергей Борисович. Скрипки, виолончели, созданные мастером, обладают великолепным звуком и активно участвуют в современной концертной жизни.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.