Издание оперы «Золотой петушок»

Выпуск 427
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка. Она стала главным событием года в жизни не только французской столицы, но и стран-участниц. Самая большая выставочная площадь была предоставлена России — Павильон русских окраин с живописными панно Коровина, Кустарная улица с церквями и избами, Алкогольный павильон и другие, специально построенные выставочные здания. Российские экспонаты удостоились полутора тысяч наград, в том числе 212-ти высших и 370-ти золотых медалей.
Высшую награду и золотую медаль Всемирной выставки получили нотные издания Петра Юргенсона. Сведения об этих наградах потом годами печатались на титульных листах партитур и клавиров. Там же помещался Государственный герб Российской империи– специальное разрешение на это было выдано Юргенсону, как сказано, «за обширность и разнообразие изданий и хорошее исполнение работ по нотопечатному делу».
Ярким примером такой работы стал клавир оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», напечатанный в издательстве Юргенсона в 1908 году. В отличие от других изданий, оформленных скромно, эти ноты восхищают дизайном обложки –его выполнил знаменитый художник Иван Билибин. На обложке в пяти медальонах в стиле русского лубка изображены персонажи оперы — Царь Додон, Шемаханская царица, воевода Полкан, царевичи Гвидон и Афрон, и Звездочёт с петушком в руках. Похожие изображения можно увидеть на игральных картах (король со скипетром, дама с цветком, валет). Тексты и шрифты — стилизация под старославянский язык, с пропущенными гласными.
Издание оперы «Золотой петушок»
Точно в таком же стиле, с лубочными рисунками в медальонах, Билибин чуть раньше оформил издание Сказок Пушкина. А в 1908 году художник работал над эскизами костюмов и декораций к постановке «Золотого петушка» в Московской опере Зимина. Это квинтэссенция билибинского стиля и одна из вершин творчества художника.
Клавир оперы предваряют два вступительных текста. Примечания Римского-Корсакова адресованы исполнителям и касаются точного следования музыке и замыслу композитора — во-первых, не допускаются купюры, во-вторых, речитативное пение не может заменяться говорком, шёпотом и выкриками ради комического эффекта, в-третьих, артисты миманса не должны отвлекать внимание зрителей излишней игрой. «Опера, — напоминает автор, — прежде всего произведение музыкальное».
А либреттист Владимир Бельский в своем предисловии напоминает об общечеловеческом содержании пушкинской сказки, которая легла в основу либретто. «Тем не менее, — отмечает он, — и имена персонажей, и приёмы изложения, указывают на стиль русской лубочной сказки, на самобытную красоту древнего русского уклада».
И, наконец, на обороте титульного листа напечатано факсимиле нотного автографа композитора — темы Петушка — и дарственной надписи другу и московскому корреспонденту Римского-Корсакова: «Дорогому Сергею Петровичу Белановскому на память первый экземпляр от преданного сочинителя. Римский-Корсаков. 10 апреля 1908 года».
Уникальные нотные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.