Чайковский. Итальянское каприччио

Выпуск 423
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Он объездил всю Европу и побывал даже в Америке. Поездки были неспешны и обстоятельны, полны впечатлений, которые отражались в музыке. Давно желанная поездка в Италию стала возможной благодаря финансовой помощи Надежды Филаретовны фон Мекк. Из Италии Чайковский привез музыкальную зарисовку прекрасного праздника — «Итальянское каприччио».
Бесценная авторская рукопись партитуры «Итальянского каприччио» сегодня хранится в Музее музыки. Это 32 нотных листа в светло-желтом картонном переплете с черными углами и корешком. На последнем листе автор написал слово «Finish», дату окончания работы над партитурой — 15 мая 1880 года, и указал места, где она создавалась: Рим — Каменка.
Чайковский. Итальянское каприччио
Зимой 1879 года Чайковский приехал в столицу Италии и попал как раз на традиционный римский карнавал. Он был поражен атмосферой праздника — толпами, заполонившими улицы древнего города, криками, трубными сигналами, шествиями и плясками. «Кипучее веселье римской толпы» показалось Чайковскому искренним и непринужденным, о чем он написал домой. Композитор задумал изобразить в музыке нечто похожее на испанские фантазии Глинки — «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде», но уже на итальянском материале. Еще в Риме Чайковский начал писать «Итальянскую фантазию» — так первоначально он назвал свой замысел. А закончил весной следующего, 1880 года в Каменке. В этом живописном украинском имении своей сестры Чайковский любил гостить. «…Вчерне уже готова итальянская фантазия на народные темы, которой можно предсказать хорошую будущность, — пишет Чайковский фон Мекк. — Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах».
Вопреки надеждам Чайковского успех к его новому сочинению пришел не сразу. После первого исполнения в Москве критики называли каприччио музыкой для садовых концертов. Потребовалось время, чтобы эта прекрасная музыка прочно утвердилась в симфоническом репертуаре.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.