П. И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря»

Выпуск 420
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из ценных экспонатов музейной коллекции — прижизненное издание фантазии «Буря» Петра Ильича Чайковского. Оно было напечатано в 1885 году в твердой обложке с кожаным корешком и золотым тиснением. Это сочинение напоминает нам, насколько на протяжении 19 столетия была популярна тема морской стихии.
Одним из первых русских композиторов, написавших музыку к пьесе Шекспира «Буря», был Александр Алябьев — в 1827 году. Спустя 12 лет он же сочинил большую оперу «Буря» — в 3-х действиях. Музыку к спектаклю Малого театра «Буря» сочинил Антоний Аренский, а Римского-Корсакова вообще можно назвать певцом морской стихии: он умел изобразить оркестровыми красками и бурю, и морскую тишь. В 70-х годах к сюжету шекспировской пьесы обратился Чайковский.
Идею и сюжет программного симфонического произведения предложил композитору музыкальный критик Владимир Стасов. По его замыслу, море должно было быть изображено дважды. В начале и в конце сочинения море тихое и кроткое, и только после заклинания персонажа пьесы, волшебника Просперо, внезапно поднимается буря. Стасов писал: «Пусть буря вдруг зарычит, залает, словно собака, сорвавшаяся с цепи и бросившаяся на врага, чтобы укусить по приказу хозяина. Пусть Ваша буря бросится и укусит итальянский корабль с принцами и тотчас же потом замолчит, только полегоньку вздрагивая, и ворча, и отходя прочь». А затем Стасов предлагал описать волшебный остров, куда буря забросила корабль, влюбленных Миранду и Фернандо, фантастических персонажей Калибана и Ариэля, мудрого Просперо. В конце — снова картина моря, тихого и спокойного.
Чайковский увлекся предложенным сюжетом. Летом 1873 года композитор гостил в деревне у своего приятеля Шиловского и за две недели написал фантазию, по его собственному признанию, «безо всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой». Осталось только оркестровать. Полностью партитура была закончена в Москве. Чайковский посвятил свое сочинение его вдохновителю — Владимиру Стасову. Первое исполнение состоялось в Москве 7 декабря 1873 года под управлением Николая Рубинштейна. В следующем году «Буря» прозвучала и в Петербурге. Стасов сразу же после репетиции написал композитору: «Что за прелесть Ваша „Буря“! Что за бесподобная вещь!.. В любовных обеих сценах — что за страсть, что за красота, что за томление! Не знаю, с чем это можно сравнить?!».
Автор написал и собственную программу «Бури» — она мало отличается от стасовской:
«Море. Волшебник Просперо посылает духа Ариэля произвести бурю, жертвой которой делается корабль, везущий Фернандо. Волшебный остров. Первые робкие порывы любви Миранды и Фернандо. Ариэль. Калибан. Влюбленная чета отдается торжественному обаянию страсти. Просперо сбрасывает с себя силу волшебства и покидает остров. Море».
Эта программа напечатана во всех изданиях «Бури» — включая и издание 1885 года, которое хранится в музейной коллекции.
П. И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря»
Ценные нотные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.