Темная ночь

Выпуск 419
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде композитора Никиты Богословского в Музее музыки сохранился листок нотной бумаги с записью песни «Темная ночь». Написана только партия голоса со словами, без аккомпанемента. Но это не эскиз и не набросок, а окончательный вариант, приготовленный к изданию. Об этом говорят многочисленные редакторские пометы красным карандашом и штамп военной цензуры.
Темная ночь
«Темная ночь», как и многие другие замечательные песни военных лет, родилась стремительно, в порыве творческого вдохновения.
Весной 1943 года на Ташкентской киностудии шли съемки художественного фильма «Два бойца» о друзьях-фронтовиках. Первоначально никаких песен в фильме не предполагалось. Но у режиссера Леонида Лукова никак не получалась лирическая сцена. Он понял, что для сцены в землянке нужна не просто музыка, а еще и голос — этот эпизод должен был стать особенно человечным и искренним. Главный герой Аркадий Дзюбин пишет письмо домой. Ночь. Идет дождь. Солдат берет в руки гитару и тихонько запевает.
Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому. Композитор вспоминал: «Он так взволнованно и талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки, сыграл ему мелодию „Темной ночи“, которая и вошла потом в фильм без изменения. Дальнейшая работа над песней шла также быстро. Вызвали срочно поэта Владимира Агапова — он тут же, присев к столу, написал стихи почти без помарок. Разбудили исполнителя главной роли Марка Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок. Над записью песни работали всю ночь. И наутро под готовую фонограмму уже снимали эпизод „Землянка“».
Получилось так, что первое исполнение песни у Бернеса перехватил Леонид Утёсов — он успел записать ее на пластинку еще до выхода фильма. Но исполнение Бернеса всё же считается эталонным. За роль в фильме «Два бойца» Бернес был награжден орденом Красной Звезды, а одесситы присвоили актеру звание Почетного жителя города Одессы — несмотря на то, что он был родом из Нежина.
Любопытно, что первоначальная запись на пластинку оказалась бракованной — ясно слышались шорохи. Выяснилось, что работница студии не могла сдержать слёз, слушая песню, и слёзы капали на восковую матрицу. Девушку чуть было не обвинили во вредительстве, а Богословский был польщен таким проявлением любви к его творению.
Песня стала одним из музыкальных символов Великой Отечественной войны. Не случайно она звучит не только в фильме «Два бойца», но и в других, более поздних кинолентах — «30 дней до рассвета», «Сталинград», «Темная ночь», «Последняя игра в куклы».
Ценные нотные автографы– это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.