Подарок Екатерине Копосовой-Держановской

Выпуск 418
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранится несколько нотных экземпляров оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», старинных и современных. В 1890 году популярная опера была издана в России, в издательстве Юргенсона. Один из экземпляров этого издания оформлен роскошно — в алом бархатном переплёте с металлическими накладками и тиснёной «золотом» надписью. Это не удивительно — ведь ноты предназначались в подарок известной певице Копосовой-Держановской в день её бенефиса в Харькове.
Екатерина Васильевна Копосова-Держановская родилась в 1877 году. Она училась пению у знаменитой Варвары Зарудной в Московской консерватории и не менее знаменитой Дезире Арто в Париже. Певица выступала в Московской частной русской опере и других труппах. В её репертуаре было 16 ведущих партий.
Гастрольные пути не раз приводили Держановскую в Харьков, большой промышленный и купеческий город. В 1891 году в саду городского Коммерческого клуба был открыт оперный театр. На его сцене выступал Фёдор Шаляпин, гастролировал итальянский певец Маттео Баттистини, на спектаклях присутствовал Пётр Ильич Чайковский во время своего приезда в Харьков в 1893 году.
В 1910-х годах Копосова неоднократно выступала в Харькове — на сцене оперного театра, в зале Общественной библиотеки, в Дворянском собрании, в Музыкальном училище. Она пела арии из опер Чайковского, Гуно, Даргомыжского, Верди, Россини. Два года певица была солисткой Харьковской оперы. А в 1906 году она удостоилась бенефиса. По традиции, это был спектакль, весь сбор от которого доставался бенефицианту. В опере Верди «Бал-маскарад» Екатерина Копосова выступила не в главной партии, а в маленькой роли пажа Оскара. В ней всего два сольных номера — изящная баллада в первом действии и песенка в последнем акте, которую молодой паж поёт на балу. В этой виртуозной партии певица пленила не только пением, но и драматической игрой; публика отметила и изящный костюм. В награду бенефициантка получила подарок — клавир оперы с надписью «Екатерине Васильевне Копосовой в день её бенефиса на память о Харькове. 7 февраля 1906 года». Кстати, ноты были приобретены в Харькове — на титульном листе сохранился штамп: «Музыкальный магазин Герхарда на Московской улице».
Подарок Екатерине Копосовой-Держановской
Покинув оперную сцену, Копосова-Держановская продолжала выступать в концертах. Она стала постоянной участницей «Кружка любителей русской музыки». Вместе с мужем, музыкальным критиком Владимиром Держановским Екатерина Васильевна организовала в Москве «Вечера современной музыки», на которых исполняла новые сочинения русских и зарубежных композиторов — Стравинского, Мясковского, Дебюсси, Равеля.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.