Подарок Екатерине Копосовой-Держановской

  • 23 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки хранится несколько нотных экземпляров оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», старинных и современных. В 1890 году популярная опера была издана в России, в издательстве Юргенсона. Один из экземпляров этого издания оформлен роскошно — в алом бархатном переплёте с металлическими накладками и тиснёной «золотом» надписью. Это не удивительно — ведь ноты предназначались в подарок известной певице Копосовой-Держановской в день её бенефиса в Харькове.
Екатерина Васильевна Копосова-Держановская родилась в 1877 году. Она училась пению у знаменитой Варвары Зарудной в Московской консерватории и не менее знаменитой Дезире Арто в Париже. Певица выступала в Московской частной русской опере и других труппах. В её репертуаре было 16 ведущих партий.
Гастрольные пути не раз приводили Держановскую в Харьков, большой промышленный и купеческий город. В 1891 году в саду городского Коммерческого клуба был открыт оперный театр. На его сцене выступал Фёдор Шаляпин, гастролировал итальянский певец Маттео Баттистини, на спектаклях присутствовал Пётр Ильич Чайковский во время своего приезда в Харьков в 1893 году.
В 1910-х годах Копосова неоднократно выступала в Харькове — на сцене оперного театра, в зале Общественной библиотеки, в Дворянском собрании, в Музыкальном училище. Она пела арии из опер Чайковского, Гуно, Даргомыжского, Верди, Россини. Два года певица была солисткой Харьковской оперы. А в 1906 году она удостоилась бенефиса. По традиции, это был спектакль, весь сбор от которого доставался бенефицианту. В опере Верди «Бал-маскарад» Екатерина Копосова выступила не в главной партии, а в маленькой роли пажа Оскара. В ней всего два сольных номера — изящная баллада в первом действии и песенка в последнем акте, которую молодой паж поёт на балу. В этой виртуозной партии певица пленила не только пением, но и драматической игрой; публика отметила и изящный костюм. В награду бенефициантка получила подарок — клавир оперы с надписью «Екатерине Васильевне Копосовой в день её бенефиса на память о Харькове. 7 февраля 1906 года». Кстати, ноты были приобретены в Харькове — на титульном листе сохранился штамп: «Музыкальный магазин Герхарда на Московской улице».
Подарок Екатерине Копосовой-Держановской
Покинув оперную сцену, Копосова-Держановская продолжала выступать в концертах. Она стала постоянной участницей «Кружка любителей русской музыки». Вместе с мужем, музыкальным критиком Владимиром Держановским Екатерина Васильевна организовала в Москве «Вечера современной музыки», на которых исполняла новые сочинения русских и зарубежных композиторов — Стравинского, Мясковского, Дебюсси, Равеля.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.