Балалайка узника концлагеря

  • 22 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Российском национальном музее музыки хранится уникальная балалайка. Это авторская копия инструмента, который был сделан в 1941 году в концлагере «Витцендорф» военнопленным № 25 168 — Виктором Борисовичем Волковым.
В первые дни войны молодой артист, недавно окончивший цирковой техникум, ушел на фронт. Он попал в плен и оказался в концлагере. Волков вспоминал: балалайка «была сделана по требованию собственной души в тяжелейших условиях лагерной жизни, где кроме смерти нечего было ждать… Мне, артисту эстрады, играющему на разных музыкальных инструментах, уж очень захотелось перед смертью поиграть хоть на одной струне, услышать родную мелодию <…> И вот тогда я решил сделать сам какой-нибудь струнный музыкальный инструмент вроде домры или балалайки». Корпусом балалайки послужила консервная банка, из полена был выструган гриф, из найденного телефонного кабеля сделаны струны. Когда инструмент зазвучал, вокруг Волкова собрались товарищи по несчастью, «слушали с особым вниманием, была полная тишина, некоторые подпевали, кто-то плакал, вспоминая родину, близких, родных и дом». Балалайку ласково называли «баночкой».
Балалайка узника концлагеря
Виктор Борисович не расставался с самодельным инструментом в течение всего пребывания в плену. Сначала ходил по баракам, наигрывал мелодии советских песен. Потом организовал небольшой самодеятельный коллектив, который выступал перед военнопленными. Это невозможно представить — изнуряющая работа, голод, холод, болезни… и концерты — в концлагере!
Затем был лагерь в Бремене, где оказались многие участники коллектива. 1 мая 1942 года они попросили у коменданта разрешения устроить концерт для французских военнопленных. Праздник совпал с Пасхой, поэтому немцы согласились.
В концерте Волков на «баночке» исполнил «Пиццикато» Делиба, затем «артисты» запели «Катюшу». Песню подхватили все пленные, в том числе и французы. Это стало сигналом к началу обще-лагерной голодовки.
После неудачного побега Волкова отправили в штрафной лагерь. Но и тогда с помощью товарищей ему удалось сохранить «баночку», и она кочевала с ним из лагеря в лагерь.
После освобождения из плена и победы Виктор Борисович вернулся в действующую армию. В первые мирные месяцы он участвовал в концертах для союзных войск, исполняя на своей «баночке» советские песни. А в 1959 году на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», где Волков сыграл эпизод из своей собственной жизни — маленькую роль узника концлагеря, играющего на самодельной балалайке.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Сигейкина Е. Б.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.