Автограф Глинки

Выпуск 416
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Автограф Глинки
Большая часть авторских музыкальных рукописей Михаила Ивановича Глинки хранится в Петербурге, где протекала жизнь композитора. Но некоторые экземпляры попали в Москву, и теперь находятся в Музее музыки. Это настоящие раритеты. Один из них — автограф старинной цыганской песни «Ах, когда б я прежде знала». Два горизонтальных нотных листа бледно-голубого цвета; титульный лист тоже заполнен рукой Глинки: имя автора, название песни, дата сочинения 21 января 1855 года и помета: «Петая знаменитой Стешкой».
Цыганская певица Стеша, Степанида Солдатова, вошла в историю русской музыки как несравненная исполнительница цыганских романсов. Этот жанр был очень популярен в России в первой половине 19-го века. Он сложился на основе городского романса и русской песни, но стал называться цыганским благодаря исполнителям-цыганам и цыганским хорам. Цыганка Стеша пела много русских и украинских народных песен, и городских романсов. Песня, записанная Глинкой, несмотря на музейную атрибуцию «цыганская песня», имеет все жанровые особенности русского городского романса.
Степанида Солдатова стала одной из первых профессиональных цыганских певиц в России. Ее искусство породило поговорку: русский человек умирает два раза — за родину и когда слушает пение цыган.
Автограф Глинки
Глинка подарил рукопись песни «Ах, когда б я прежде знала» Дарье Михайловне Леоновой, которую считал самородным русским талантом. Из всех учениц Глинки Леонова одна стала профессиональной певицей. Юная воспитанница Петербургского театрального училища выступала на императорской сцене в водевилях. А в 1850 году Дарья Леонова дебютировала в партии Вани в опере Глинки «Жизнь за царя». Композитор помог певице подготовить эту партию. Он также посвятил Леоновой некоторые романсы, в том числе знаменитую «Молитву».
Автограф Глинки не раз экспонировался на выставках и входил в постоянную экспозицию. Однако мало кто из посетителей догадывался, что в фондах Музея музыки есть и двойник этой рукописи. Он отличается лишь дарственной надписью: «Милой ученице моей Ольге Владимировне Лыкошиной». Лыкошины — старинный род, они жили по соседству с Глинками и владели несколькими имениями на Смоленщине.
Ученицы Глинки на всю жизнь сохранили не только благодарную память о своем учителе, но и его записки, нотные автографы с дарственными надписями. Благодаря этому мы имеем возможность восстановить факты творческого и жизненного пути Михаила Ивановича, ближе узнать его окружение.
Бесценные автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.