Письмо Победы

  • 16 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Музее музыки хранится огромное эпистолярное наследие выдающегося пианиста, профессора Московской консерватории Александра Борисовича Гольденвейзера — в нем около 15-ти тысяч писем! Многие из них написаны в годы войны учениками, коллегами и знакомыми музыканта.
На одном из писем дата — 12 мая 1945 года. Да, оно написано спусти три дня после Победы в Великой Отечественной войне, и это определяет его тон и содержание. Автор письма — Наум Бродский, ученик Гольденвейзера. «Хочу поделиться с Вами своей великой радостью», — пишет автор. Объявление о капитуляции Германии застало его в Австрии, в небольшом городке недалеко от Вены. Автор описывает реакцию солдат, офицеров, жителей города — ярко, образно и эмоционально.
Письмо Победы
«Трудно себе представить, что здесь было. Тотчас же после объявления о капитуляции все вышли на улицу. Начались объятия, поцелуи, крики. Австрийцы, не зная, в чем дело, перепугались и спрятались в погребах, ибо тут же поднялась невероятная стрельба. Стреляли все. Танкисты начали стрелять из тяжелых пулеметов, и некоторые умудрялись палить из тяжелых пушек. Те, которые спали, были разбужены этой музыкой, приняв все за уличный бой.
Вершиной всего были митинги. Здесь уже было более организованное выражение восторга. Торжественная тишина. Строй. Ораторы. И тут я увидел то, что еще не встречал на войне. Бывалые, закаленные солдаты, высушенные ужасами войны, плакали в строю, а офицеры, открывая митинги, скажут два слова и откашливаются, будто поперхнулись. А у них комок в горле стал. Это невозможно себе представить. Никто уже в эту ночь не спал. Все веселились и пьянствовали до утра».
Этот текст потрясает подлинностью изображения событий — ничего подобного мы не видели ни в документальных, ни в художественных фильмах о Победе. А дальше — мысли Наума Бродского о будущем, о Москве, о консерватории: «Я себя уже снова считаю дипломником». Музыкант горит желанием полностью посвятить себя учебе. «Я могу отдать себя целиком и полностью. Аккордеон я привезу и на первых порах смогу легонько халтурить без ущерба делу. В общем, я считаю, что это недалекое реальное будущее».
Затем Бродский подводит итог пережитого за четыре военных года. «Прошла жестокая война. События и моменты в ней бывали так сильны, что иногда дни, часы или даже минуты в корне меняли внутренний облик человека. Многое довоенное забыто. Осталось самое дорогое, самое сильное. Я иногда думаю, что же у меня осталось в Москве. Только семья и педагог».
Счастье было иметь такого учителя, как Александр Гольденвейзер, которому можно было написать письмо-исповедь. Наум Маркович Бродский был награжден орденом Красной звезды и медалями за освобождение Вены и Праги. Он закончил консерваторию, преподавал в Донецком музыкальном училище и выступал с концертами как пианист и органист.
Ценные документы — это важная часть нашей истории и культуры.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».