Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко

Выпуск 411
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко
В музейной коллекции хранится необычное нотное издание. Оно привлекает внимание многочисленными надписями — подписью владельца, карандашными записями, стихотворными текстами на обложке и титульном листе.
Но вначале о нотах. В одном конволюте объединены два песенных сборника. Автор первого — Жан Батист Векерлен, французский композитор 19 века. Он написал нескольких опер, хоровые и оркестровые сочинения. Но наибольшую известность Векерлену принесли обработки французских песен, изданные несколькими сборниками. Один из них, опубликованный в Париже в середине 19 века, носит название «Голоса прошлого». Листая нотные страницы, мы погружаемся в музыкальную атмосферу старинной Франции. Среди авторов сочинений, обработанных Векерленом для пения с фортепиано — Генрих IV, его сын Людовик XIII, Жан Жак Руссо, Жан Батист Люлли. Есть в сборнике и произведения неизвестных авторов — мадригалы, народные и популярные мелодии разных областей Франции, песни любовного содержания. Одну из таких песен Пётр Ильич Чайковский использовал в своём фортепианном цикле «Детский альбом» под названием «Старинная французская песенка».
Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко
А теперь познакомимся с владелицей нотного сборника. Татьяна Лещенко-Сухомлина — профессиональный переводчик, актриса и певица. Она прожила долгую, трудную и насыщенную жизнь. Происходила из дворянского рода, в совершенстве знала несколько иностранных языков, жила во Франции, Соединенных Штатах. Возвратившись в Советский Союз, была отправлена в лагерь в Воркуту по политической статье. Играла как актриса в лагерном театре. После освобождения вернулась к литературной деятельности. Именно в ее переводах все мы читали романы «Женщина в белом» Уилки Коллинза, «Президент» Жоржа Сименона, другие произведения западных писателей. Татьяна Лещенко-Сухомлина была также прекрасной исполнительницей старинных песен и романсов; опубликовала две книги воспоминаний о своей жизни и о знаменитых людях, с которыми ее сводила судьба.
Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко
Сборник Векерлена Лещенко-Сухомлина приобрела в Париже в начале 30-х годов, а второй нотный сборник тогда же на острове Майорка. Эти издания она бережно хранила всю свою жизнь.
Старинные ноты из её библиотеки стали и свидетельством личных жизненных коллизий, и интереснейшим документом эпохи, и знаком связи времён — от средневековой Франции до заполярной тундры 20 века.
Редкие нотные издания — это важная часть нашей истории и культуры.
Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.