Механический орган (Германия, середина 19 века)

  • 11 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В середине 70-х годов известный архитектор, лауреат Ленинской и Сталинской премий Александр Фёдорович Хряков передал в дар Музею музыки механический орган. В конце 60-х — начале 70-х Александр Федорович руководил Архитектурно-проектной мастерской Моспроекта, а раньше участвовал в проектировании высотного здания Московского университета, Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, так и не построенного Дворца Советов и других зданий в Москве, Ленинграде, Сочи, Сталинграде, Туле и Варшаве.
Подаренный им механический орган был изготовлен в Германии в середине 19 века. Первоначально инструмент находился в «Музыкальном домике» дворца князя Потёмкина-Таврического в Островках на Неве.
Этот красивейший дворец, построенный под Санкт-Петербургом в середине 80-х годов 18 века, представлял собой «архитектурный гибрид» нео-готики и дворца турецких султанов в Стамбуле. Дворец Потёмкина был окружен пейзажным парком с холмами, рощами и аллеями. Вдалеке было видно Неву с ее берегами. На реке, близ большого невского острова, расположились маленькие островки, давшие название самой местности.
Во второй половине 19 века Островки начали славиться как замечательное дачное место. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков вспоминал о лете 1875 года: «Мы наняли дачу в Островках на Неве, вблизи прежнего потёмкинского имения… Мы жили в уединении, и только дважды нас посетили гости: пианист Дмитрий Климов с женою и Цезарь Кюи».
Дворец в Островках, переходя из рук в руки, в конце концов был приобретен купцом Иваном Оленчиковым. Ему удалось восстановить здание и возродить заброшенные места, превратив их в любимое место отдыха и прогулок творческой элиты Петербурга. Кто только там не бывал! Художники Аркадий Рылов и Илья Машков, великий Николай Рерих, назвавший замок в Островках «самым характерным местом» за всю дорогу от Петербурга до Шлиссельбурга.
Семья архитектора Александра Хрякова издавна жила в Островках. Там у его бабушки был собственный дом, где и стоял купленный у Оленчикова немецкий механический орган. Иногда молодежь танцевала под его музыку. В репертуаре механического органа было много популярных произведений, в том числе «Марсельеза» и танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Механический орган (Германия, середина 19 века)
Инструмент внешне напоминает стол с глубокой столешницей — это корпус, внутри которого помещаются 82 деревянные трубки и съемный вал со штифтами — программой, проигрывающей музыку. По устройству механики орган представляет собой большую стационарную шарманку. Вращая ручку, расположенную сбоку корпуса, приводят в движение вал, нагнетается воздух, звучат разные трубки, и рождается музыка.
Более 20 лет механический орган демонстрировался в музее в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».