Механический орган (Германия, середина 19 века)

Выпуск 410
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В середине 70-х годов известный архитектор, лауреат Ленинской и Сталинской премий Александр Фёдорович Хряков передал в дар Музею музыки механический орган. В конце 60-х — начале 70-х Александр Федорович руководил Архитектурно-проектной мастерской Моспроекта, а раньше участвовал в проектировании высотного здания Московского университета, Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, так и не построенного Дворца Советов и других зданий в Москве, Ленинграде, Сочи, Сталинграде, Туле и Варшаве.
Подаренный им механический орган был изготовлен в Германии в середине 19 века. Первоначально инструмент находился в «Музыкальном домике» дворца князя Потёмкина-Таврического в Островках на Неве.
Этот красивейший дворец, построенный под Санкт-Петербургом в середине 80-х годов 18 века, представлял собой «архитектурный гибрид» нео-готики и дворца турецких султанов в Стамбуле. Дворец Потёмкина был окружен пейзажным парком с холмами, рощами и аллеями. Вдалеке было видно Неву с ее берегами. На реке, близ большого невского острова, расположились маленькие островки, давшие название самой местности.
Во второй половине 19 века Островки начали славиться как замечательное дачное место. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков вспоминал о лете 1875 года: «Мы наняли дачу в Островках на Неве, вблизи прежнего потёмкинского имения… Мы жили в уединении, и только дважды нас посетили гости: пианист Дмитрий Климов с женою и Цезарь Кюи».
Дворец в Островках, переходя из рук в руки, в конце концов был приобретен купцом Иваном Оленчиковым. Ему удалось восстановить здание и возродить заброшенные места, превратив их в любимое место отдыха и прогулок творческой элиты Петербурга. Кто только там не бывал! Художники Аркадий Рылов и Илья Машков, великий Николай Рерих, назвавший замок в Островках «самым характерным местом» за всю дорогу от Петербурга до Шлиссельбурга.
Семья архитектора Александра Хрякова издавна жила в Островках. Там у его бабушки был собственный дом, где и стоял купленный у Оленчикова немецкий механический орган. Иногда молодежь танцевала под его музыку. В репертуаре механического органа было много популярных произведений, в том числе «Марсельеза» и танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Механический орган (Германия, середина 19 века)
Инструмент внешне напоминает стол с глубокой столешницей — это корпус, внутри которого помещаются 82 деревянные трубки и съемный вал со штифтами — программой, проигрывающей музыку. По устройству механики орган представляет собой большую стационарную шарманку. Вращая ручку, расположенную сбоку корпуса, приводят в движение вал, нагнетается воздух, звучат разные трубки, и рождается музыка.
Более 20 лет механический орган демонстрировался в музее в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.