«Жаворонок киевских полей»

Выпуск 406
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любителям музыки наверняка приходилось видеть в нотных магазинах сборники песен из репертуара популярных певцов. Эта традиция имеет давние корни. Перед нами — образец нотного альбома, который вышел в свет почти 170 лет назад. Красивая обложка с длинным названием: «Жаворонок киевских полей. Малороссийский музыкальный альбом в десяти отделениях, составленный из репертуара малороссийского певца Степана Карпенка. Отделение первое. 12 песен для фортепиано. Санкт-Петербург, 1852 год».
Степан Данилович Карпенко родился в 1815 году в старинном городе Василькове близ Киева. Он был разносторонне одарён: пел, выступал в театре, писал стихи и прозу. В двадцать лет Карпенко опубликовал свою первую книгу — роман «Любила двух, или Чувствительное сердце только раз любит»; её сюжет разворачивался на фоне татаро-монгольского нашествия на Киев в 13 веке. В таком же сентиментальном духе была и повесть на родном малороссийском материале — «Плачевная участь древнего Василькова». В соавторстве с младшим братом Григорием Степан Карпенко выпустил несколько сборников прозы и стихов на украинском языке. В эти сборники вошли и песни, сочинённые им самим. В репертуар Карпенко-певца входили 500 украинских народных песен, которые он исполнял на музыкальных вечерах в Москве, Петербурге и других городах. Украинский артист стал знаменитостью обеих столиц.
Так, летом 1851 года в увеселительном саду швейцарца Излера у Чёрной речки в Петербурге, давали две оперы Гулак-Артемовского: «Украинская свадьба» и «Ночь накануне Ивана Купала». Как и знаменитый «Запорожец за Дунаем» того же автора, оперы имели оглушительный успех. Этому способствовали вставные номера — украинские песни и пляски, ансамбль бандуристов. Степан Карпенко прямо во время действия запевал песню «Спыть жiнка, нэ чуе», вызывая восторг у публики.
Эта и другие песни вошли в сборники «Васильковский соловей» и «Жаворонок киевских полей». Песни гармонизовал и аранжировал для пения с фортепиано Иосиф Мельтцер — автор популярной салонной музыки. На титульном листе напечатано руководство для исполнителей, не знающих украинского языка: как произносятся некоторые буквы — твердо, средне или мягко, а в тексте над каждым слогом поставлено ударение.
«Жаворонок киевских полей»
Издание песен из репертуара Степана Карпенко — пример интереса тогдашнего столичного общества к истории, культуре, языку украинского народа. Кстати, символично, что сборник Карпенко вышел в год смерти автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — великого писателя Николая Васильевича Гоголя.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.