Гуиро и его разновидности

  • 3 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки представлены ударные инструменты со всех континентов, в их числе и весьма экзотические.
Таков гуиро — кубинский шумовой музыкальный инструмент. Он известен в Европе с конца 18 века. В переводе с испанского «гуиро» означает бутыль из тыквы (или продолговатая тыква). Слово происходит из языка индейцев племен таино, населявших Антильские острова до европейской колонизации.
Традиционный гуиро делается из высушенной тыквы «калебаса», плода калеба́сового или горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро». Дерево растет в Центральной и Южной Америке; встречается также в Западной Африке и тропической Азии. Зрелые плоды калебасового дерева имеют довольно прочную оболочку — поэтому из них изготавливают не только посуду для хранения продуктов, но и музыкальные инструменты: маракасы и гуиро.
Обычно на одной стороне корпуса гуиро нарезаны поперечные бороздки, поперёк которых музыкант (чаще всего певец) водит палочкой или скребком, извлекая стрекочущие, рассыпчатые шумовые звуки. Современные гуиро могут иметь и две ребристые поверхности. Иногда гуиро украшают сложными орнаментами, придают инструменту скульптурную форму — например, змеи, или лягушки с выпуклыми треугольниками на спине.
Гуиро и его разновидности
Гуиро популярен на Кубе, Карибских островах, в Перу и Пуэрто-Рико. Современные инструменты изготавливаются не только из плодов игуэро, но также из пластмассы, дерева или металла. Они могут выглядеть как металлический цилиндр с насечками или бугорками, либо деревянная рифлёная дощечка. В коллекции Музея музыки имеются обе разновидности.
В каждой стране гуиро имеет свое название. Например, в Венесуэле это чарраска, его делают из металла, в Мексике — распадор, его изготавливают из деревянного бруска в форме плоской змейки с ребристой спинкой. Распадор сделан по модели инструмента доколумбовой эпохи. Эти инструменты поступили в Музей не так давно. Чарраска передало в дар Посольство Венесуэлы в России, а распадор — посольство Мексики.
Гуиро используется в обрядовых церемониях и во время исполнения народных песен, но особенно широко применяется в танцевальных оркестрах. В доминиканском танце меренге чаще звучит металлический гуиро, имеющий более резкий, скрежещущий звук. В современных же латиноамериканских танцах — сальсе и ча-ча-ча — используются и деревянный, и традиционный гуиро из тыквы. В исполнении музыки ча-ча-ча гуиро является основным инструментом, подчеркивающим ритм танца.
Звучание гуиро легко различимо в песнях за счет специфичного треска, который он издает. Однако в сальса-оркестре на гуиро играют настолько быстро, что непривычному уху бывает сложно выделить этот музыкальный инструмент из общей звуковой массы.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н.В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.