«Вечер на рейде»

Выпуск 402
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Небольшой листок нотной бумаги с записью песни — без аккомпанемента, одна вокальная строчка со словами. Авторская рукопись знаменитой песни «Вечер на рейде» — подлинный шедевр композитора Василия Соловьева-Седого и ценнейший документ военного времени из архива Музея музыки.
«Вечер на рейде» был создан в Ленинграде в августе 1941 года. На первый взгляд, это совсем не военная песня. Она родилась летним ленинградским вечером. Издалека, с военного корабля, стоящего в порту, доносились звуки баяна и тихое пение моряков. Возможно, завтра им предстояло идти в опасный поход, в бой. И сейчас они прощались с родным городом, не догадываясь, какие трагические дни предстоит пережить блокадному Ленинграду.
Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Александр Чуркин вместе с группой композиторов и музыкантов как раз закончили работу по погрузке в ленинградском порту и долго слушали, как поют моряки. Соловьев-Седой был задумчив и молчалив. По дороге домой он вдруг произнёс: «Замечательный вечер. Стоит песни». Он рассказал поэту содержание будущего сочинения: моряки покидают любимый город, прощаются…
На следующий день Чуркин написал три куплета и передал их Соловьеву-Седому, а через три дня песня была написана — вся, кроме припева. Припев сочиняли вместе — поэт и композитор. «Прощай, любимый город», — начал Соловьев-Седой. Чуркин подхватил: «Уходим в море скоро». Это было в рифму, но композитору не понравилось. «Уходим завтра в море», — настоял он. А продолжение припева придумали вместе: «И ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой».
Песню представили комиссии Дома композиторов. Там ее дружно раскритиковали — мол, не способствует поднятию боевого духа.
Вскоре авторы отправились в эвакуацию — Чуркин в Архангельск, а Соловьев-Седой — в Чкалов (сегодня этот город снова обрел старинное название Оренбург). Там композитор организовал эстрадный театр «Ястребок» и выехал с ним на Калининский фронт. В землянках он пел бойцам свои песни. Когда попросили спеть что-нибудь «для души» — исполнил «Вечер на рейде». Позже он вспоминал: «В низкой, тускло освещенной землянке, тесно окруженный бойцами, я впервые запел песню, сложенную еще в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, потом все громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца».
Существует и другая версия — что Соловьев-Седой сразу же из Дома композиторов поехал в Центральный ансамбль Военно-Морского флота СССР. Там песню прослушали и приняли. Она прозвучала на радио, а во время гастролей ансамбль исполнил ее в Москве. За свои песни, в том числе и «Вечер на рейде», Соловьев-Седой в 1943 году был награжден Сталинской премией.
«Вечер на рейде»
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.