«Вечер на рейде»

  • 1 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Небольшой листок нотной бумаги с записью песни — без аккомпанемента, одна вокальная строчка со словами. Авторская рукопись знаменитой песни «Вечер на рейде» — подлинный шедевр композитора Василия Соловьева-Седого и ценнейший документ военного времени из архива Музея музыки.
«Вечер на рейде» был создан в Ленинграде в августе 1941 года. На первый взгляд, это совсем не военная песня. Она родилась летним ленинградским вечером. Издалека, с военного корабля, стоящего в порту, доносились звуки баяна и тихое пение моряков. Возможно, завтра им предстояло идти в опасный поход, в бой. И сейчас они прощались с родным городом, не догадываясь, какие трагические дни предстоит пережить блокадному Ленинграду.
Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Александр Чуркин вместе с группой композиторов и музыкантов как раз закончили работу по погрузке в ленинградском порту и долго слушали, как поют моряки. Соловьев-Седой был задумчив и молчалив. По дороге домой он вдруг произнёс: «Замечательный вечер. Стоит песни». Он рассказал поэту содержание будущего сочинения: моряки покидают любимый город, прощаются…
На следующий день Чуркин написал три куплета и передал их Соловьеву-Седому, а через три дня песня была написана — вся, кроме припева. Припев сочиняли вместе — поэт и композитор. «Прощай, любимый город», — начал Соловьев-Седой. Чуркин подхватил: «Уходим в море скоро». Это было в рифму, но композитору не понравилось. «Уходим завтра в море», — настоял он. А продолжение припева придумали вместе: «И ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой».
Песню представили комиссии Дома композиторов. Там ее дружно раскритиковали — мол, не способствует поднятию боевого духа.
Вскоре авторы отправились в эвакуацию — Чуркин в Архангельск, а Соловьев-Седой — в Чкалов (сегодня этот город снова обрел старинное название Оренбург). Там композитор организовал эстрадный театр «Ястребок» и выехал с ним на Калининский фронт. В землянках он пел бойцам свои песни. Когда попросили спеть что-нибудь «для души» — исполнил «Вечер на рейде». Позже он вспоминал: «В низкой, тускло освещенной землянке, тесно окруженный бойцами, я впервые запел песню, сложенную еще в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, потом все громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца».
Существует и другая версия — что Соловьев-Седой сразу же из Дома композиторов поехал в Центральный ансамбль Военно-Морского флота СССР. Там песню прослушали и приняли. Она прозвучала на радио, а во время гастролей ансамбль исполнил ее в Москве. За свои песни, в том числе и «Вечер на рейде», Соловьев-Седой в 1943 году был награжден Сталинской премией.
«Вечер на рейде»
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.