Афиша спектакля «Суворов»

Выпуск 400
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад, когда в разгаре была Великая Отечественная война. В конце февраля 1942 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялись премьерные показы оперы Сергея Василенко «Суворов». На афише — портрет Суворова в окружении лавровых ветвей и надпись: «Посвящается Красной армии».
Афиша спектакля «Суворов»
«Суворов» — последняя опера Сергея Никифоровича Василенко. Композитор прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он написал шесть опер, восемь балетов, пять симфоний, множество вокальных и инструментальных сочинений, выступал как дирижер и лектор, был одним из организаторов музыкального радиовещания. Всю жизнь Василенко искал своего героя — сильную личность, связанную с народом. Заглавные персонажи его опер «Сын солнца» и «Христофор Колумб» такими героями не оказались. И вот на семидесятом году жизни композитор обратился к образу легендарного полководца Александра Суворова. Конечно, такой выбор в годы Великой Отечественной войны был не случаен. В поисках исторических аналогий композиторы и литераторы воспевали великих русских полководцев. Образы Александра Невского и Михаила Кутузова создал Сергей Прокофьев. Имя Суворова в те годы тоже было популярным. Однако в либретто писателя и сценариста Сигизмунда Кржижановского и в музыке Сергея Василенко Суворов предстает не как легендарный генералиссимус, а как живой человек, кровь от крови русского народа, «отец солдатам».
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко был единственным, актеры которого не эвакуировались и остались работать в Москве в первые годы войны. За это время артисты театра дали 770 концертов на фронте, 270 — в госпиталях, около двухсот — в воинских частях Москвы и Подмосковья. Одна из бригад театра была окружена и попала в плен. После возвращения в Москву участники этой бригады стали узниками ГУЛАГа.
Оперу «Суворов» поставил художественный руководитель театра, режиссер Павел Марков — совместно с Павлом Румянцевым. Первым исполнителем главной роли стал бас-баритон Николай Панчехин.
Увы, спектакль «Суворов» не удержался в репертуаре. Даже День Победы в мае 1945 года был отмечен постановкой другого сочинения Сергея Василенко — балета «Лола». Однако музейная афиша раскрывает одну из интересных страниц оперного искусства военной эпохи.
Ценные документы — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.