«Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы
Выпуск 397
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди многочисленных нотных изданий Петра Юргенсона в коллекции Музея музыки привлекает внимание фортепианная фантазия Милия Балакирева «Исламей» в оркестровке Альфреда Казеллы. Эти ноты интересны не своим художественным оформлением — оно весьма скромно и вполне обычно для юргенсоновских изданий — а историей сочинения, которая растянулась почти на четыре десятилетия.
Идея фантазии на восточную тему зародилась у Балакирева после его кавказских путешествий. Композитор трижды побывал на Кавказе в 60-х годах 19 века. Местный князь, с которым общался Балакирев, познакомил его с народными мелодиями. Одну из них — кабардинскую лезгинку под названием «Исламей» — Балакирев обработал для фортепиано. А конце 60-х появилась его фортепианная фантазия уже на две восточные темы — кабардинскую и татарскую. «Исламей» — одно из самых виртуозных фортепианных сочинений в русской музыке. Оно было рассчитано на исполнительские возможности блестящего виртуоза Николая Рубинштейна, и его исполнение всякий раз вызвало настоящий фурор.
С тех пор многие композиторы пытались перевести фортепианное сочинение Балакирева на язык симфонического оркестра. Однако сам Милий Алексеевич не разрешил оркестровать своё детище ни композитору Камилю Сен-Сансу, ни пианисту Альфреду Корто. Но в 1907 году в Россию на гастроли приехал Альфредо Казелла. Пианист и композитор, он прибыл как аккомпаниатор знаменитого виолончелиста Пабло Казальса.
В Санкт-Петербурге Казелла познакомился с известными русскими композиторами: Римским-Корсаковым, 70-летним Балакиревым и молодым Глазуновым. Молодой итальянский музыкант сумел расположить к себе российских коллег своим неподдельным интересом к русской музыке. И когда Казелла осмелился показать Балакиреву свою инструментовку «Исламея», тот неожиданно одобрил ее и разрешил публикацию. Интересно, что партитура создана Казеллой совсем без участия экзотических восточных инструментов, за исключением турецкого барабана.
В 1910 году оркестровка «Исламея» была издана Петром Юргенсоном. На обложке указано имя Казеллы как автора инструментовки для симфонического оркестра, а на следующей странице напечатано факсимиле его надписи на французском языке: «Эту новую версию „Исламея“ я посвящаю в знак восхищения и симпатии Александру Зилоти. Альфредо Казелла. Париж, 1908 год».
Так в истории «Исламея» появилось ещё одно имя — известного пианиста и дирижёра Александра Зилоти.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.