Фотопортрет Митрофана Пятницкого

Выпуск 393
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
3 июля 2019 года исполнилось 155 лет со дня рождения Митрофана Ефимовича Пятницкого — основателя и руководителя знаменитого Русского народного хора, который впоследствии был назван его именем.
В фондах Музея музыки сохранился фотопортрет выдающегося музыканта с трогательной дарственной надписью музыканту-этнографу Вячеславу Пасхалову: «Дорогому, милому Вячеславу Викторовичу от любящего Митофана Пятницкого. 22 января 1904 года».
Сын священника, Митрофан Ефимович окончил духовное училище. Затем он обучался в Воронежской семинарии, но позже бросил учёбу и переехал в Москву. В 1902 году Пятницкий задумал создать народный хор. И начал он с записи песен, которые собирал по деревням его родной Воронежской губернии. В 1903 году Пятницкий стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. Тогда же состоялось его знакомство с музыковедом-этнографом Вячеславом Пасхаловым. Вместе они составили сборник «12 русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда», записанный с голоса Пятницкого, в гармонизации Пасхалова.
Фотопортрет Митрофана Пятницкого
Работа проходила так: Сначала Пасхалов записывал с голоса Митрофана Ефимовича основную мелодию. Затем проигрывал её на рояле, а Пятницкий в это время напевал подголоски, которые тоже заносились на бумагу. Пел Митрофан Ефимович очень выразительно, передавая поэтическое содержание исполняемой песни. Он умел в сольном исполнении передать хоровую стихию русской песни, иногда вплетая в мелодию хоровые подголоски. «Это было в полном смысле слова народное пение с охами, эхами, перерывами, с местной „воронежской“ фонетикой», — вспоминал Пасхалов.
Первый рецензент — Александр Гречанинов — высоко оценил сборник, но был против его публикации под эгидой этнографической комиссии: по его мнению, для этого требовался более высокий художественный уровень материала. Тогда Пятницкий издал сборник за свой счет, буквально по копейкам занимая деньги у знакомых. В результате, издание «12 русских народных песен» увидело свет в 1904 году. Оно очень быстро разошлось, принесло Пятницкому известность, и его расходы окупились.
В 1910 году он создал Народный хор, а в начале 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания состоялся первый концерт. В 1912 году концерты хора уже проходили в Московской консерватории — и всегда с громадным успехом. А сборник народных песен был к тому моменту настолько популярен, что его нельзя было найти ни в одном магазине!
Тогда Пятницкий повторно обратился в этнографическую комиссию — для выпуска второго издания. И снова получил отказ — на Пятницкого продолжали смотреть как на «частное лицо», с деятельностью Комиссии не связанное. Тем не менее, второе издание, которое Пятницкий в итоге осуществил самостоятельно в 1912 году, посвящено руководству Комиссии — Николаю Янчуку и Александру Гречанинову. Этот сборник тоже мгновенно стал библиографической редкостью.
Впоследствии знания и профессионализм Митрофана Пятницкого, его вклад в популяризацию русского фольклора были оценены по достоинству и не вызывали сомнений. А сохранившийся фотопортрет Пятницкого с дарственной надписью Пасхалову зафиксировал самое начало их творческого союза, который оказался бесценным для нашей культуры.
Редкие фотографии — это живая история музыки.
М.З. Воробьева
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.