Тридекснис

Выпуск 357
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1981 году в фонды музея музыки были переданы в дар семь латышских народных инструментов: четыре — от Латвийского фольклорного ансамбля и три — от частного лица. Почти все они демонстрируются в постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Среди них — тридекснис, латышский шумовой инструмент типа жезла-погремушки. Название происходит от слова «тридинат», что в переводе означает «озвучивать, потряхивая».
Тридекснис имеет интересное, необычное строение. От металлического стержня с длинной деревянной рукояткой отходят металлические диски или «ветви» с мелкими металлическими подвесками. У музейного экземпляра, например, они имеют форму плоских колокольчиков. Чаще всего, инструмент используется для подчёркивания ритма во время исполнения песен и танцев.
Тридекснис
Тридекснис — ритуальный инструмент. Он применялся в свадебном обряде. Обычно во время традиционного свадебного пения женщины ударяли рукояткой тридексниса по столу. При этом в архаическом многоголосном торжественном песнопении, бытовавшем до конца 20 века в некоторых районах Латвии, ударами тридексниса сопровождали каждый слог речитативного пения, а окончание строфы подчеркивалось свистом. Для этого в торце рукоятки некоторых инструментов был вмонтирован свисток.
Разновидностью тридексниса является трумулис. У этого инструмента дополнительно на цепочке крепится железный шарик. Встречаются упоминания о том, как юноши во время танцев стучали по притолоке избы железным шаром трумулиса.
Впервые тридекснис был упомянут в 1777 году в латышско-немецком словаре. Связь инструмента с бурдонным многоголосием, существовавшим предположительно уже порядка трех тысяч лет до нашей эры, а также ритуальное предназначение тридексниса позволяют считать его одним из самых древних инструментов Латвии.
Народные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

В. И. Агапкин. «Прощание славянки»

Марш «Прощание славянки» Агапкин написал в 1912 году под впечатлением трагедии, разыгравшейся на Балканах.

Грамзаписи В. Н. Петровой-Званцевой

В Музее музыки хранятся старинные грампластинки с записями замечательной русской певицы ХХ века Веры Николаевны Петровой-Званцевой.

Патриотическая песнь Глинки

В музейной коллекции хранится редкое нотное издание. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу».

Поиск по сайту