Тридекснис

Выпуск 386
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1981 году в фонды музея музыки были переданы в дар семь латышских народных инструментов: четыре — от Латвийского фольклорного ансамбля и три — от частного лица. Почти все они демонстрируются в постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Среди них — тридекснис, латышский шумовой инструмент типа жезла-погремушки. Название происходит от слова «тридинат», что в переводе означает «озвучивать, потряхивая».
Тридекснис имеет интересное, необычное строение. От металлического стержня с длинной деревянной рукояткой отходят металлические диски или «ветви» с мелкими металлическими подвесками. У музейного экземпляра, например, они имеют форму плоских колокольчиков. Чаще всего, инструмент используется для подчёркивания ритма во время исполнения песен и танцев.
Тридекснис
Тридекснис — ритуальный инструмент. Он применялся в свадебном обряде. Обычно во время традиционного свадебного пения женщины ударяли рукояткой тридексниса по столу. При этом в архаическом многоголосном торжественном песнопении, бытовавшем до конца 20 века в некоторых районах Латвии, ударами тридексниса сопровождали каждый слог речитативного пения, а окончание строфы подчеркивалось свистом. Для этого в торце рукоятки некоторых инструментов был вмонтирован свисток.
Разновидностью тридексниса является трумулис. У этого инструмента дополнительно на цепочке крепится железный шарик. Встречаются упоминания о том, как юноши во время танцев стучали по притолоке избы железным шаром трумулиса.
Впервые тридекснис был упомянут в 1777 году в латышско-немецком словаре. Связь инструмента с бурдонным многоголосием, существовавшим предположительно уже порядка трех тысяч лет до нашей эры, а также ритуальное предназначение тридексниса позволяют считать его одним из самых древних инструментов Латвии.
Народные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.