Редкие записи Е.И. Збруевой

Выпуск 384
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Российском музее музыки хранятся граммофонные пластинки начала XX века с записями русской певицы Евгении Ивановны Збруевой. Замечательный голос — сильное, густое и мягкое контральто — соединялся у нее с блестящей вокальной техникой и проникновенностью. Современница Шаляпина, Ершова, Собинова, Обуховой, Неждановой, она принадлежит к числу выдающихся отечественных исполнителей, которые проложили новые пути в вокально-сценическом искусстве.
В детстве будущую певицу учили музыке дома. Это неудивительно: ведь ее отцом был известный композитор, автор популярных романсов Петр Петрович Булахов. Первый успех на сцене Большого театра принесла ей партия Анны Болейн в опере Сен-Санса «Генрих Восьмой». Затем она спела Зибеля и Марту в «Фаусте» Гуно, Гензель в опере Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Но главным направлением ее творчества с первых шагов на сцене стала русская опера. Она создала яркие образы Вани в «Жизни за царя» Глинки, Леля в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Кончаковны в «Князе Игоре» Бородина, Марфы в «Хованщине» Мусоргского. Исполнение Збруевой партии Ратмира в опере Глинки «Руслан и Людмила» вызвало множество восторженных отзывов. «Как из-под смычка отличного виолончелиста-виртуоза, несется ровный, свободный, чистый, бархатистый звук. И какое при этом беспредельное дыхание!» — писал известный музыкальный критик Сергей Кругликов.
Выступления певицы в Русских исторических концертах в Париже в 1907–08 годах имели грандиозный успех: французские критики сравнивали ее пение с шаляпинским. Эти гастроли принесли ей европейское признание. Два года спустя по приглашению известного дирижера Феликса Моттля Збруева с триумфом спела в Мюнхене сложнейшую партию Эрды в «Кольце нибелунга» Вагнера. Это был первый случай участия русской артистки за рубежом в одной из главных ролей грандиозной вагнеровской тетралогии.
Редкие записи Е.И. Збруевой
Одна из самых ярких партий в репертуаре певицы — Кармен из одноименной оперы Бизе. Известный музыкальный критик Александр Оссовский писал: «Партия Кармен как нельзя лучше укладывается в голосе госпожи Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами… Новая партия позволила голосу Збруевой проявить свойства, казалось бы, малодоступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у госпожи Збруевой и воздушность, и отчётливость».
Яркое дарование певицы проявилось и в концертной деятельности. Она выступала в концертах с Рахманиновым и Зилоти, Блуменфельдом и Лядовым. Последний посвятил певице свои пять русских песен для голоса с оркестром — как дань восхищения её талантом. В послереволюционные годы Збруева, уже оставив театр и концертную эстраду, целиком посвятила себя педагогике.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.