Сурнай

Выпуск 353
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки есть немало «жемчужин». К ним можно отнести один из древнейших музыкальных инструментов Востока под названием «сурнай». Он широко распространен на Кавказе, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. Музейный экземпляр входит в состав коллекции музыкальных инструментов народов Средней Азии. Эта уникальная коллекция была собрана в 70-х годах 19 века капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте Августом Эйхгорном. Сейчас она демонстрируется в постоянной экспозиции Музея музыки.
Сурнай — деревянный духовой инструмент с двойной тростью, как у гобоя, и считается одним из его предшественников. Изготавливают его из абрикосового, тутового или орехового дерева. Музейный экземпляр выполнен из древесины абрикоса, сваренной в бараньем жире. Сурнай имеет конический ствол, который расширяется книзу. На его лицевой стороне просверливают семь отверстий, а на тыльной — только одно. В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с двумя зубцами, направленными вниз. При вращении втулки зубцы закрывают часть верхних отверстий. Так осуществляется настройка инструмента.
Сурнай
Название сурная состоит из двух персидских слов: «сур» — «праздник», «най» — «тростник». Изобретение инструмента приписывают легендарному иранскому шаху Джамшиду. Персидский поэт Фирдоуси в поэме «Шахнаме» пишет о том, что Джамшид был четвёртым королём мира. Ему повиновались все ангелы и демоны, а сам он служил верховным первосвященником. Считается, что при нём на земле воцарился «золотой век» без горя и болезней. По легенде, Джамшид изобрёл множество вещей, которые облегчили и украсили жизнь людей — в том числе и замечательный музыкальный инструмент.
Звук сурная сильный, яркий и пронзительный. Поэтому на нём играют на открытом воздухе. Как правило, сурнай всегда солирует. В уличный ансамбль, сопровождающий различные массовые праздники, кроме сурная входят длинная труба «карнай» и парные литавры «нагора».
Сурнай упоминается в работах средневекового ученого и философа Ибн Сины, а изображения инструмента часто встречаются на миниатюрах 16 — 18 веков в сценах военных сражений.
Народные инструменты — это живая история музыки
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и д��тективную историю.

Поиск по сайту