Сурнай

Выпуск 383
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки есть немало «жемчужин». К ним можно отнести один из древнейших музыкальных инструментов Востока под названием «сурнай». Он широко распространен на Кавказе, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. Музейный экземпляр входит в состав коллекции музыкальных инструментов народов Средней Азии. Эта уникальная коллекция была собрана в 70-х годах 19 века капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте Августом Эйхгорном. Сейчас она демонстрируется в постоянной экспозиции Музея музыки.
Сурнай — деревянный духовой инструмент с двойной тростью, как у гобоя, и считается одним из его предшественников. Изготавливают его из абрикосового, тутового или орехового дерева. Музейный экземпляр выполнен из древесины абрикоса, сваренной в бараньем жире. Сурнай имеет конический ствол, который расширяется книзу. На его лицевой стороне просверливают семь отверстий, а на тыльной — только одно. В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с двумя зубцами, направленными вниз. При вращении втулки зубцы закрывают часть верхних отверстий. Так осуществляется настройка инструмента.
Сурнай
Название сурная состоит из двух персидских слов: «сур» — «праздник», «най» — «тростник». Изобретение инструмента приписывают легендарному иранскому шаху Джамшиду. Персидский поэт Фирдоуси в поэме «Шахнаме» пишет о том, что Джамшид был четвёртым королём мира. Ему повиновались все ангелы и демоны, а сам он служил верховным первосвященником. Считается, что при нём на земле воцарился «золотой век» без горя и болезней. По легенде, Джамшид изобрёл множество вещей, которые облегчили и украсили жизнь людей — в том числе и замечательный музыкальный инструмент.
Звук сурная сильный, яркий и пронзительный. Поэтому на нём играют на открытом воздухе. Как правило, сурнай всегда солирует. В уличный ансамбль, сопровождающий различные массовые праздники, кроме сурная входят длинная труба «карнай» и парные литавры «нагора».
Сурнай упоминается в работах средневекового ученого и философа Ибн Сины, а изображения инструмента часто встречаются на миниатюрах 16 — 18 веков в сценах военных сражений.
Народные инструменты — это живая история музыки
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.