Джазофон

Выпуск 382
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых экзотических духовых инструментов в коллекции Музея музыки — джазофон. Его изготовил известный немецкий мастер середины XX века с фамилией не менее диковинной, чем сам инструмент — Вундерлик Зибенбрюэн.
Внешне инструмент напоминает саксофон — однако у него не один, а два раструба. Один из них вполне обычный, а вот второй закрыт джазовой сурдиной, которая среди духовиков называется «вау-вау» — она издает звук, похожий на кваканье. Для управления этой сурдиной мастер сконструировал специальный рычаг, прикрепленный к раструбу.
Джазофон
Еще одна важная особенность инструмента: вместо традиционной саксофоновой трости в нем используется трубный мундштук. Но и на этом чудеса конструкции не заканчиваются. Кроме обычной системы трех вентилей, в джазофоне есть и дополнительный, четвертый. Он-то и переключает звук с первого, обычного раструба на второй — тот, на котором закреплена джазовая сурдина. Открывая или закрывая с помощью рычага клапан сурдины, музыкант может мгновенно подключать характерный квакающий звук — что особенно ценно и интересно в джазовых пьесах. Видимо, отсюда и название инструмента — джазофон.
Звучит инструмент в строе си бемоль — как большинство классических труб, а также инструменты из группы саксофонов — сопрано и баритон.
При всех этих уникальных особенностях конструкции и тембровом богатстве — сочетании свойства саксофона и трубы — у джазофона есть очень серьезный недостаток, который почти что сводит на нет его достоинства. Дело в том, что инструмент-«мутант» с двумя раструбами очень громоздок, он неудобен при переноске и использовании. Тем не менее, джазофон очень интересен и показателен с точки зрения конструктивных решений и того направления, в котором двигалось духовое дело в XX столетии. Уникальные инструменты — это живая история музыки.
П. Табак
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.