Грамзаписи Нины Кошиц

Выпуск 380
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится несколько грампластинок с записью голоса выдающейся певицы первой половины ХХ века Нины Павловны Кошиц. Одна из них относится к началу её артистической деятельности и выпущена в 1914 году компанией «Экстрафон» в престижной серии пластинок под маркой «Артистотипия». Вторая записана в 1929 году американской фирмой «Виктрола». Кошиц исполняет романсы Александра Гречанинова. Аккомпанировал ей сам автор. На пластинке фирмы «Бельканто-диск» звучат романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Гречанинова. Скорее всего, на ней собраны записи с более ранних пластинок. В 1946 году в Советском Союзе Апрелевским заводом были выпущены две пластинки. На них представлены записи, сделанные фирмой «Виктор» ещё в 1928 году — Ариозо Ярославны из оперы «Князь Игорь» Бородина, и знаменитая мексиканская серенада «Эстрелита» Мануэля Понсэ.
Нина Павловна Кошиц была дочерью известного певца, солиста Большого театра Павла Порай-Кошица. Московскую консерваторию она окончила по классу вокала у Умберто Мазетти, и фортепиано — у Константина Игумнова. В 1913 году певица дебютировала в партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского в московской Частной опере Сергея Зимина, где выступала до 1917 года. В те же годы она пела в петербургском Мариинском театре, где её первой ролью стала Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта. В дальнейшем Кошиц прославилась исполнением партий Лизы в «Пиковой даме» Чайковского, Ярославны в «Князе Игоре» Бородина, Дездемоны в «Отелло» Верди. Как вспоминал известный театральный критик Павел Марков, «она обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра… В ней счастливым образом сочетались исключительный голос, очень большой сценический талант и врожденная музыкальность».
Грамзаписи Нины Кошиц
Наибольшую известность Кошиц приобрела своими концертами; их программы включали произведения русской и зарубежной камерной вокальной классики, а также новые сочинения современных русских композиторов.
В 1920 году Нина Кошиц эмигрировала в Соединенные Штаты. Ее блистательная американская карьера началась в Детройте, где она выступила с большой концертной программой. Затем певица участвовала в симфонических концертах под управлением Леопольда Стоковского, с успехом выступала на оперных сценах Нью-Йорка, Филадельфии, Лос-Анжелеса, Буэнос-Айреса. В 1921 году Нина Павловна спела партию Фаты Морганы в премьерном спектакле оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» под управлением автора на сцене Чикагской городской оперы. В Нью-Йорке певица организовала серию концертов из произведений русских авторов, в которых выступала в ансамблях с композиторами Глазуновым, Рахманиновым, Гречаниновым, Метнером. Кошиц пела на крупнейших оперных сценах Европы, гастролировала в Южной Америке.
Последние годы жизни Нина Павловна посвятила преподаванию вокала, живя и работая в Голливуде. Скончалась певица в 1965 году в городке Санта-Ана в Калифорнии.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.