Карта экспедиции Листопадова

  • 28 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Географические карты встречаются в фондах Музея музыки очень редко. В фонде учёного-этнографа, музыковеда Александра Листопадова хранится уникальный образец искусства картографии. На четырёх отдельных листах на тканевой основе напечатана карта Области Войска Донского, составленная в 1898 году.
Область войска Донского была не просто большой частью России, но настоящей страной с самостоятельным управлением. Она просуществовала с 1786 по 1920 годы. Поселения донских казаков простирались от Таганрога на западе до Царицына на востоке. Как на карте звёздного неба, листы усыпаны множеством мелких обозначений населённых пунктов — казачьих станиц и хуторов, а также русских слобод и посёлков. На карте изображен герб Области войска Донского. На нём — казацкие шашки, знамёна и двуглавый орёл под короной.
На дошедшем до нас экземпляре особо интересны рукописные пометы — сеть линий, прочерченных красным карандашом. Они обозначают маршрут Донской песенной экспедиции под руководством Листопадова.
Карта экспедиции Листопадова
Александр Михайлович Листопадов родился в 1873 году в станице Екатерининской Области войска Донского. С молодых лет он слышал донские песни и начал записывать их. В 1902 году, ещё будучи студентом Московской консерватории, Листопадов совершил длительную фольклорную экспедицию в Первый Донской округ вместе с другом, тоже донским уроженцем Сергеем Арефиным. За полгода музыканты записали 720 песен. За свой «Сборник Донских казачьих песен» Листопадов был удостоен серебряной, а затем и золотой медали Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Александр Михайлович и дальше продолжил собирание донских песен, опубликовал несколько сборников. Благодаря трудам выдающегося учёного был сохранён целый пласт музыкальной культуры — исчезавший песенный фольклор народов юга России. Всего в собрании Листопадова насчитывается более тысячи двухсот донских песен.
Картой, которая сейчас хранится в Музее, Александр Михайлович пользовался многократно — во всех своих экспедициях. На листах имеются красные разводы и надпись Листопадова, объясняющая их появление: «Отпечатки красок — результат долгого лежания под водой на дне Дона между станицами Ромашовской и Кумшацкой в ночь под 11 июня 1915 года».
Что же случилось с картой и ее владельцем в ту ночь? Исследователям ещё только предстоит это узнать.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.