Гусли Михаила Северского

  • 31 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В экспозиции Музея музыки представлены гусли, принадлежавшие замечательному певцу и гусляру Михаилу Константиновичу Северскому.
Корпус инструмента по форме напоминает шлем. Верхняя дека изготовлена из ели, нижняя — из сосны. На гуслях натянуто 36 металлических струн. Именно на таких инструментах играли профессиональные музыканты средневековой Руси — скоморохи. Об этом свидетельствуют иконографические памятники XIV–XVII веков.
Гусли Михаила Северского
В конце XIX — начале XX века, благодаря исследованиям историков Фаминцына и Привалова, а также деятельности выдающегося музыканта-народника Василия Андреева, начинает возрождаться интерес к гуслям.
Михаил Северский, выходец из крестьян, прошел нелегкий жизненный путь. Рано осиротев, он зарабатывал на жизнь пением былин и игрой на гуслях. В поисках работы Северский попал в Петербург, где его и услышал Андреев. Оценив одаренность юноши, подлинно народную манеру исполнения и оригинальность репертуара, он занялся его музыкальным образованием. Вскоре Северский был принят в Великорусский оркестр Андреева в качестве гусляра и певца.
По окончании курсов хорового пения при Московской консерватории, он 16 лет проработал в Большом театре — сначала пел в хоре, затем стал солистом. Исполнительским шедевром признан созданный им образ Баяна в опере Глинки «Руслан и Людмила».
В 1920-х годах Северский начал выступать на радио и стал там одним из первых пропагандистов народного творчества. В исполнении певца звучали русские народные песни и былины, которые он записал в Вологодской, Тверской, Ярославской областях, а также песни народов мира. Северский выступал в концертных залах Москвы с программами, посвященными русскому фольклору. Разнообразный репертуар, необычное сочетание голоса с аккомпанементом на гуслях определили успех и популярность артиста.
В последние годы жизни Северский руководил художественной самодеятельностью в клубах и домах культуры Москвы.
В фондах Музея музыки сохранилось несколько грампластинок 1930-х годов, а также диск середины 70-х с отреставрированными записями русских народных песен в исполнении Михаила Северского. В этих записях продолжает жить удивительное искусство певца, его замечательный голос и чистый, серебряный тембр его гуслей.
Уникальные инструменты и редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.