Гусли Михаила Северского

Выпуск 467
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки представлены гусли, принадлежавшие замечательному певцу и гусляру Михаилу Константиновичу Северскому.
Корпус инструмента по форме напоминает шлем. Верхняя дека изготовлена из ели, нижняя — из сосны. На гуслях натянуто 36 металлических струн. Именно на таких инструментах играли профессиональные музыканты средневековой Руси — скоморохи. Об этом свидетельствуют иконографические памятники XIV–XVII веков.
Гусли Михаила Северского
В конце XIX — начале XX века, благодаря исследованиям историков Фаминцына и Привалова, а также деятельности выдающегося музыканта-народника Василия Андреева, начинает возрождаться интерес к гуслям.
Михаил Северский, выходец из крестьян, прошел нелегкий жизненный путь. Рано осиротев, он зарабатывал на жизнь пением былин и игрой на гуслях. В поисках работы Северский попал в Петербург, где его и услышал Андреев. Оценив одаренность юноши, подлинно народную манеру исполнения и оригинальность репертуара, он занялся его музыкальным образованием. Вскоре Северский был принят в Великорусский оркестр Андреева в качестве гусляра и певца.
По окончании курсов хорового пения при Московской консерватории, он 16 лет проработал в Большом театре — сначала пел в хоре, затем стал солистом. Исполнительским шедевром признан созданный им образ Баяна в опере Глинки «Руслан и Людмила».
В 1920-х годах Северский начал выступать на радио и стал там одним из первых пропагандистов народного творчества. В исполнении певца звучали русские народные песни и былины, которые он записал в Вологодской, Тверской, Ярославской областях, а также песни народов мира. Северский выступал в концертных залах Москвы с программами, посвященными русскому фольклору. Разнообразный репертуар, необычное сочетание голоса с аккомпанементом на гуслях определили успех и популярность артиста.
В последние годы жизни Северский руководил художественной самодеятельностью в клубах и домах культуры Москвы.
В фондах Музея музыки сохранилось несколько грампластинок 1930-х годов, а также диск середины 70-х с отреставрированными записями русских народных песен в исполнении Михаила Северского. В этих записях продолжает жить удивительное искусство певца, его замечательный голос и чистый, серебряный тембр его гуслей.
Уникальные инструменты и редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.