Балалайка-альт из мастерской И.И. Галиниса

  • 26 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки есть два инструмента, созданные замечательным балалаечным мастером Иосифом Галинисом. Балалайка и домра-бас, изготовленные в 1900-х и 1930-х годах соответственно, поступили в Музей от частных лиц во второй половине XX века.
Кроме того, в фондах Музея есть еще один инструмент, связанный с именем Галиниса, балалайка-альт, изготовленная в его мастерской в 1913–1914 годах. В Музей инструмент поступил в конце 80-х. Несколько лет тому назад эта балалайка-альт демонстрировалась на музейной выставке «Экспонат в фокусе».
Балалайка-альт из мастерской И.И. Галиниса
Иосиф Галинис входит в число лучших отечественных мастеров народных инструментов — наряду с Семёном Налимовым и Семёном Сотским. Литовец по происхождению, Галинис родился в 1882 году в Ковенской губернии. Свою жизнь он связал с городом на Неве и умер в блокаду Ленинграда в 1942 году, до конца дней работая инструментальным мастером в оркестре.
В 13-летнем возрасте Галинис поступил учеником к известному мастеру Ивану Зюзину в Санкт-Петербурге. Через несколько лет молодой мастер открыл собственную мастерскую, а позже и свой музыкальный магазин. В 1916 году, после смерти Семёна Налимова, Василий Андреев, создатель первого в России оркестра русских народных инструментов, пригласил Галиниса на работу инструментальным мастером в этот коллектив, передав ему материалы мастерской Налимова и поручив реставрацию налимовских инструментов. Став непосредственным продолжателем школы Налимова, Галинис создал замечательные по качеству инструменты. Его балалайки отличались объемным корпусом, более широким грифом, чем у балалаек других современных ему мастеров, тщательной выработкой, светлым, чуть желтоватым лаком, а главное — неповторимым звуком.
В 1930-е годы мастер работал уже вместе со штатом учеников — сотрудников, которые обеспечивали выполнение многочисленных заказов. В конце 30-х годов Галинис и еще три мастера арендовали в Ленинградской консерватории помещение, где они изготавливали сольные и оркестровые балалайки и домры. Иосиф Игнатьевич отличался исключительной работоспособностью и преданностью своему делу. Многие его инструменты звучат до сих пор, принося радость музыкантам и публике.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Н.В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.