Английский рожок

  • 18 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Английский рожок возник примерно в двадцатых годах XVIII века, когда корпус изогнутого охотничьего гобоя да качча соединили с грушевидным раструбом гобоя д`амур. Никакого отношения к Англии происхождение инструмента не имеет, и почему его назвали именно так — до сих пор загадка.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный. Глубокий знаток оркестра Николай Андреевич Римский-Корсаков определил тембр английского рожка как «лениво-мечтательный».
В экспозиции Музея музыки представлено несколько английских рожков. Один из них относится к ранним образцам инструмента. Своей формой он напоминает серп. Такая форма создавала трудности при изготовлении канала инструмента — в цельном корпусе было невозможно его просверлить. Было найдено решение: ствол склеивался из двух половинок с готовыми отверстиями, а затем обтягивался тонкой кожей. Музейный инструмент состоит из 3-х частей, они соединены широкими кольцами из слоновой кости.
Английский рожок
К тридцатым годам XIX века английский рожок приобрел прямую форму. В отличие от других разновидностей гобоя, он не вышел из употребления, а, наоборот, окончательно закрепился в составе оркестра. К этому времени английский рожок снабдили удобной механикой и небольшим медным изгибом вверху корпуса — на нём крепится трость.
Английский рожок
В Музее музыки экспонируются два инструмента второй половины XIX века. Один из них — немецкой фирмы «Геккель», второй — московской фирмы «Николай Фёдоров», имевшей звание «поставщика двора Его Императорского Величества».
Первыми включили английский рожок в состав оркестра Глюк — в опере «Орфей и Эвридика» — и Гайдн — в симфонической музыке. Английский рожок широко использовался в операх итальянских композиторов. В творчестве Чимарозы, Траэтты, Сарти сложился певучий стиль письма для этого инструмента в противоположность распространенному тогда виртуозному стилю. В XIX веке эту традицию продолжили прославленные итальянские композиторы: Россини, Беллини, Доницетти, Верди. Они использовали английский рожок в драматических эпизодах.
В начале XIX века большой интерес к английскому рожку проявили русские композиторы. Горячим поклонником этого инструмента был Михаил Глинка. Он использовал рожок в двух своих операх, отведя ему важную драматургическую роль. В 1836 году специально для участия в премьере оперы «Жизнь за царя» был приглашён самый авторитетный в Европе исполнитель на английском рожке, профессор Парижской консерватории Анри Брод. Его приезд в Россию оплатила семья императора Николая Первого.
В 20-м столетии композиторы продолжили традиции романтической эпохи в трактовке английского рожка, стремясь максимально выявить его особый, красочный тембр.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».