В.Фаворский. Портрет М.В. Юдиной

  • 26 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Когда мы слышим имя художника Владимира Фаворского, в памяти сразу же возникают его великолепные иллюстрации в изданиях Пушкина, Шекспира, «Слова о полку Игореве».Знаменитый книжный график, Фаворский работал во многих видах изобразительного искусства — в технике монументальной живописи, фрески, мозаики, театрально-декорационной живописи, скульптуры, керамики. Он создал также серию портретов выдающихся личностей прошлого: Достоевского, Пушкина, Данте, Гёте. Портрет великой пианистки Марии Юдиной стоит в том же ряду.
Фаворский был одним из ближайших друзей Юдиной, она называла его своим учителем. Художник не часто обращался в своем творчестве к миру музыки (пример — парная к портрету Юдиной гравюра «Квинтет Шостаковича»). Тем большую ценность представляет его гравюра из собрания Музея музыки с авторским названием «Мария Юдина исполняет сонату Бетховена № 32».
Мария Вениаминовна была больше чем музыкантом — еще в юности она посещала философский кружок в родном городе Невеле, никогда не скрывала своих религиозных убеждений, за которые не раз изгонялась из учебных заведений. Она была абсолютно чужда всяческих условностей во всем, включая внешний облик. Юдина появлялась на сцене в длинном черном, почти монашеском платье с большим крестом на груди и в кедах — из-за больных ног — и зал приветствовал ее овацией и криками «Браво». А она могла начать свое выступление стихами запрещённых в СССР Ахматовой и Пастернака, а затем исполнять музыку неугодных тогда Стравинского или Хиндемита.
Однако почему Фаворский выбрал для своего портрета пианистки исполнение именно Бетховена и именно 32-й сонаты? Ответ прост: это сочинение было краеугольным в репертуаре Юдиной. Она называла бетховенские сонаты «Новым заветом» фортепианной музыки. Финал этого грандиозного цикла, вторая часть 32-й сонаты, звучит в трактовке Марии Юдиной как гимн вечной жизни.
Ракурс, выбранный Фаворским, позволяет увидеть не только пианистку за роялем, но и людей в зале. Художнику выпало счастье слышать исполнение Юдиной, и он сумел передать не только простоту и величие пианистки, но и почти мистическую заворожённость слушателей.
Уникальные экспонаты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

  • 21 октября 2020

«Вечер на рейде»

Небольшой листок нотной бумаги с записью песни — без аккомпанемента, одна вокальная строчка со словами. Авторская рукопись знаменитой песни «Вечер на рейде» — подлинный шедевр композитора Василия Соловьева-Седого и ценнейший документ военного времени из архива Музея музыки. «Вечер на рейде» был создан в Ленинграде в августе 1941 года.

  • 20 октября 2020

Баян работы мастера Клыковского

В экспозиции Музея музыки представлен трехрядный баян, изготовленный в начале прошлого века в Москве мастером Клыковским. Это инструмент удивительной судьбы.

  • 19 октября 2020

Афиша спектакля «Суворов»

В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад. В конце февраля 1942 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялись премьерные показы оперы Сергея Василенко «Суворов». На афише надпись: «Посвящается Красной армии».