Концерты молодого Шостаковича

  • 13 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В личных фондах коллекции Музея музыки хранится много писем Дмитрия Шостаковича к друзьям, коллегам, композиторам и исполнителям. Эти интереснейшие документы были опубликованы в 2000-м и 2006-м годах в двух объемистых томах. Письма Шостаковича часто раскрывают малоизвестные страницы его биографии. Так, в фонде композитора Олега Эйгеса сохранилось письмо, которое Шостакович адресовал ему в 1923 году. Семнадцатилетний Дмитрий Шостакович жил в то время в Петрограде, завершал обучение в консерватории по классам фортепиано и композиции и работал над дипломной работой — Первой симфонией.
Концерты молодого Шостаковича
Из письма мы узнаем о первых концертных выступлениях Шостаковича-пианиста: «Пишу тебе из Петрограда, где я уже успел обжиться и захворать инфлуэнцией и бронхитом. Теперь немного поправился и начал заниматься. Будут в нашем „Кружке друзей камерной музыки“ два моих концерта. Состоятся они в ноябре. В январе я, по всей вероятности, приеду в Москву и там дам 2 концерта. Тогда повидаемся».
«Кружок друзей камерной музыки» был организован группой музыкантов-любителей. Концерты устраивались в зале на Невском проспекте (сегодня в этом помещении работает Кукольный театр). С 1922-го по 24-й годы состоялось около трёхсот концертов! Именно в них началась артистическая деятельность Льва Оборина, Марии Юдиной, Владимира Софроницкого.
Шостакович впервые выступил в концерте Кружка в 1923 году. Он исполнил Органную прелюдию и фугу ля минор Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Листа, «Апассионату» Бетховена и собственные сочинения. А 8 ноября 1923 года состоялся уже сольный концерт Шостаковича — прозвучали Органная прелюдия и фуга Баха, также в транскрипции Листа, бетховенская Соната опус 57, его же Тема с вариациями и Прелюдия. 10 декабря Шостакович выступал на открытии баховского цикла, исполнив Бранденбургский концерт № 5.
Выступления Шостаковича были встречены благожелательно. Музыкальный критик журнала «Жизнь искусства» Виктор Вальтер писал: «Когда я слушаю в концерте Шостаковича, я непосредственно чувствую в его игре настоящее творчество артиста. То, что художник видит, когда пишет картину, Шостакович слышит, когда исполняет пьесу. Шостакович сыграл несколько своих сочинений: прелестные прелюды и фантастические танцы. Какая простота и уверенность в своем творчестве в такие юные годы! Никакого напряжения, никаких тщетных исканий! Будем надеяться, что творчество Шостаковича в ближайшем будущем даст пышный цвет и сладкий плод». Письмо из фондов музея раскрывает нам важные детали начала творческого пути великого композитора.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.