Концерты молодого Шостаковича

  • 25 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В личных фондах коллекции Музея музыки хранится много писем Дмитрия Шостаковича к друзьям, коллегам, композиторам и исполнителям. Эти интереснейшие документы были опубликованы в 2000-м и 2006-м годах в двух объемистых томах. Письма Шостаковича часто раскрывают малоизвестные страницы его биографии. Так, в фонде композитора Олега Эйгеса сохранилось письмо, которое Шостакович адресовал ему в 1923 году. Семнадцатилетний Дмитрий Шостакович жил в то время в Петрограде, завершал обучение в консерватории по классам фортепиано и композиции и работал над дипломной работой — Первой симфонией.
Из письма мы узнаем о первых концертных выступлениях Шостаковича-пианиста: «Пишу тебе из Петрограда, где я уже успел обжиться и захворать инфлуэнцией и бронхитом. Теперь немного поправился и начал заниматься. Будут в нашем „Кружке друзей камерной музыки“ два моих концерта. Состоятся они в ноябре. В январе я, по всей вероятности, приеду в Москву и там дам 2 концерта. Тогда повидаемся».
«Кружок друзей камерной музыки» был организован группой музыкантов-любителей. Концерты устраивались в зале на Невском проспекте (сегодня в этом помещении работает Кукольный театр). С 1922-го по 24-й годы состоялось около трёхсот концертов! Именно в них началась артистическая деятельность Льва Оборина, Марии Юдиной, Владимира Софроницкого.
Шостакович впервые выступил в концерте Кружка в 1923 году. Он исполнил Органную прелюдию и фугу ля минор Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Листа, «Апассионату» Бетховена и собственные сочинения. А 8 ноября 1923 года состоялся уже сольный концерт Шостаковича — прозвучали Органная прелюдия и фуга Баха, также в транскрипции Листа, бетховенская Соната опус 57, его же Тема с вариациями и Прелюдия. 10 декабря Шостакович выступал на открытии баховского цикла, исполнив Бранденбургский концерт № 5.
Выступления Шостаковича были встречены благожелательно. Музыкальный критик журнала «Жизнь искусства» Виктор Вальтер писал: «Когда я слушаю в концерте Шостаковича, я непосредственно чувствую в его игре настоящее творчество артиста. То, что художник видит, когда пишет картину, Шостакович слышит, когда исполняет пьесу. Шостакович сыграл несколько своих сочинений: прелестные прелюды и фантастические танцы. Какая простота и уверенность в своем творчестве в такие юные годы! Никакого напряжения, никаких тщетных исканий! Будем надеяться, что творчество Шостаковича в ближайшем будущем даст пышный цвет и сладкий плод». Письмо из фондов музея раскрывает нам важные детали начала творческого пути великого композитора.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

  • 21 октября 2020

«Вечер на рейде»

Небольшой листок нотной бумаги с записью песни — без аккомпанемента, одна вокальная строчка со словами. Авторская рукопись знаменитой песни «Вечер на рейде» — подлинный шедевр композитора Василия Соловьева-Седого и ценнейший документ военного времени из архива Музея музыки. «Вечер на рейде» был создан в Ленинграде в августе 1941 года.

  • 20 октября 2020

Баян работы мастера Клыковского

В экспозиции Музея музыки представлен трехрядный баян, изготовленный в начале прошлого века в Москве мастером Клыковским. Это инструмент удивительной судьбы.

  • 19 октября 2020

Афиша спектакля «Суворов»

В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад. В конце февраля 1942 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялись премьерные показы оперы Сергея Василенко «Суворов». На афише надпись: «Посвящается Красной армии».