Василий Андреев

  • 21 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На фотопортрете из коллекции Музея музыки — Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он выглядит необыкновенно элегантно — дорогой костюм, аккуратно постриженные усы и бородка, умный внимательный взгляд, в руках — балалайка.
Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах. Примитивная деревенская балалайка коробила чуткий слух, и Андреев вместе с мастером Францем Посербским взялся за ее усовершенствование. Результатом многолетней работы стала хроматическая балалайка. Она звучала ярко, а играть на ней было легко и удобно. Это был настоящий концертный инструмент.
Столичный дебют Андреева на сцене Петербургского Благородного собрания в 1896 году произвел фурор. Федор Шаляпин утверждал, что учиться одеваться надо у Василия Андреева. А игра на балалайке вошла в моду даже в высших аристократических кругах. Андреев создал первое учебное пособие по игре на этом инструменте и добился, чтобы это искусство стало обязательной дисциплиной в школах, училищах и даже в армии — пусть демобилизованные солдаты несут в деревню хорошую музыку.
Из таких же, как он, музыкантов-любителей и энтузиастов народного искусства, Андреев собрал оркестр. В его состав входили балалайки и домры разных размеров — от примы до баса, гусли, духовые и ударные инструменты. Со своим оркестром Андреев выступал в России и совершал триумфальные заграничные турне.
В 1892 году во Франции музыкант был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью выставки. Выступления оркестра в Америке записывались на пластинки. А во время гастролей в Англии в 1911 году Андреев обучал местных военных музыкантов игре на русских народных инструментах. В фондах Музея музыки хранится балалайка-прима, принадлежавшая Василию Андрееву. Она изготовлена знаменитым мастером Семёном Налимовым. Впоследствии инструмент перешел к ученику Андреева, солисту Великорусского оркестра Борису Трояновскому.
Одно из своих симфонических сочинений Александр Глазунов назвал «Русская фантазия для Великорусского оркестра» и посвятил его Андрееву. Знаменитый балалаечник и сам занимался сочинением и аранжировками для своего оркестра. В фондах музея хранятся ноты его вальса «Балалайка», песни «Былое на Волге», переложения цыганской песни «Белая акация». Памятник Василию Андрееву установлен на его родине в Бежецке, а в Санкт-Петербурге и Вышнем Волочке открыты мемориальные доски. А оркестр, который замечательный музыкант основал более ста тридцати лет назад, существует и сегодня — и носит его имя.
Уникальные экспонаты — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

  • 21 октября 2020

«Вечер на рейде»

Небольшой листок нотной бумаги с записью песни — без аккомпанемента, одна вокальная строчка со словами. Авторская рукопись знаменитой песни «Вечер на рейде» — подлинный шедевр композитора Василия Соловьева-Седого и ценнейший документ военного времени из архива Музея музыки. «Вечер на рейде» был создан в Ленинграде в августе 1941 года.

  • 20 октября 2020

Баян работы мастера Клыковского

В экспозиции Музея музыки представлен трехрядный баян, изготовленный в начале прошлого века в Москве мастером Клыковским. Это инструмент удивительной судьбы.

  • 19 октября 2020

Афиша спектакля «Суворов»

В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад. В конце февраля 1942 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялись премьерные показы оперы Сергея Василенко «Суворов». На афише надпись: «Посвящается Красной армии».