Барабаны русской армии конца XVII — начала XIX веков

Выпуск 385
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки представлены два барабана, принадлежавших русской армии в конце XVII — начале XIX века. Один из них — пехотный, второй — лейб-гвардии сапёрного батальона.
Латунные цилиндрические корпуса инструментов затянуты сверху и снизу кожей. Верхняя мембрана называлась боевиком, нижняя — подструнником, так как вдоль нее натягивались струны — так же, как у современного малого барабана. Корпуса обоих барабанов украшены накладной чеканкой, на которой изображен герб Российской Империи. Деревянные обручи декорированы черными и белыми треугольниками.
Барабаны русской армии конца XVII — начала XIX веков
Впервые о применении барабанов в русской армии упоминается в летописи, рассказывающей об осаде Казани в 1552 году. А в XVII веке на Руси стали появляться новые музыкальные инструменты из Западной Европы. Принадлежностью конных войск стали литавры. В пехоте вместо тяжелых, громоздких бубнов и тулумбасов появляются барабаны — более легкие и удобные. Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович ввел барабаны в стрелецкие, солдатские и драгунские полки. Тогда же впервые на Руси появился устав, регламентирующий обязанности барабанщика как воина, который подаёт с помощью инструмента установленные сигналы. К концу XVII столетия на службе находилось одновременно более двух тысяч строевых барабанщиков.
В начале XVIII века реформы Петра Первого коснулись и военной музыки. Известно, что царь начинал свою военную службу с изучения «барабанной науки» и сам безупречно играл на барабане. В «Уставе воинском» 1716-го года целая глава «О бое барабанном» была посвящена подаче сигналов, и указаниям, как с их помощью управлять войсками. Великий русский полководец Александр Суворов перед сражениями ставил задачи не только солдатам, но и военным музыкантам. В одном из его приказов есть такое распоряжение: «При ударах делать большой крик и крепко бить в барабан». Известны и такие слова полководца: «Музыка в бою нужна и полезна, надобно чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.