Дом Римских-Корсаковых в Тихвине

Выпуск 378
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музее хранится серия акварелей художницы Елены Яковлевой с видами города Тихвина. На одном из рисунков изображён одноэтажный деревянный дом с мезонином, стоящий на обрывистом берегу реки. Здесь, в двухстах километрах от Санкт-Петербурга, 18 марта 1844 года родился Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дом был построен дедом композитора в самом начале XIX века и сохранился до наших дней. Речка Тихвинка, когда-то полноводная, теперь обмелела и судоходна лишь для маленьких лодок, вроде той, что видна на рисунке. На противоположном берегу реки находился Тихвинский Успенский мужской монастырь.
Римский-Корсаков провёл в Тихвине детские годы. Именно здесь рано обнаружились музыкальные способности будущего композитора. В доме было старое фортепиано, на котором играли все члены семьи. Отец Андрей Петрович пел под собственный аккомпанемент. Мать София Васильевна в молодости училась игре на фортепиано, она тоже играла и пела. Наиболее музыкально одарённым был дядя — Петр Петрович, служивший в Тихвине почтовым чиновником. Он очень любил народные песни и часто пел их своему племяннику. Позже композитор вспоминал: «Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трёх или четырёх лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Кроме пения моего отца, оставалась духовная музыка, то есть пение в женском и мужском монастырях. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно».
Дом Римских-Корсаковых в Тихвине
В Тихвине появились первые музыкальные сочинения будущего композитора. Это были вокальный дуэт на слова из детской книжки и увертюра для фортепиано. Автор ими гордился.
Тихвинский период, а с ним и детство, закончились в возрасте 12-ти лет. Отец отвёз мальчика в Санкт-Петербург и определил в Морской корпус. Фамильной профессией в семье Римских-Корсаковых была морская служба, а не музыка. Но детские впечатления, и прежде всего, музыкальные, впоследствии сказались в творчестве. В увертюре «Светлый праздник» можно услышать перезвон колоколов тихвинского Успенского монастыря. Народные песни, хороводы и обряды вошли в музыку опер композитора. Навсегда запомнилась и полюбилась ему скромная и поэтичная северная природа. В операх Римского-Корсакова изображению картин природы отведено значительное, порой самостоятельное место.
Поэтому так ценна и важна скромная, на первый взгляд, акварель из музейной коллекции — она позволяет нам заглянуть в детство великого композитора, лучше понять истоки его творчества.
Произведения изобразительного искусства — важная часть нашей истории и культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.