А. Мазаев. Игумнов за роялем

Выпуск 377
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На одном из рисунков художника и композитора Аркадия Мазаева из коллекции музея изображен выдающийся российский пианист Константин Игумнов за роялем во время исполнения. На рисунке надпись художника: «11 декабря 1936 года. 2-й концерт Рахманинова».
А. Мазаев. Игумнов за роялем
Игумнов был ровесником Рахманинова — оба они родились в 1873 году; Игумнов был младше Рахманинова ровно на один месяц. В юношеской биографии музыкантов обнаруживается много общего. Оба учились в одно и то же время у известного московского педагога Николая Зверева, оба в 1888 году поступили в Московскую консерваторию, где занимались у одних и тех же педагогов — в классе фортепиано у Зилоти и в классе композиции у Танеева. Оба закончили консерваторию с Большой золотой медалью. Друзья нередко вместе музицировали. Александр Гольденвейзер вспоминал, какое сильное впечатление произвела на него Первая симфония Рахманинова, сыгранная в четыре руки автором и Игумновым. Пианист впервые в Москве исполнил Первую сонату, все четыре фортепианных концерта и Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Только Игумнову Сергей Васильевич доверительно сообщил программу Первой фортепианной сонаты, написанной под впечатлением гётевского «Фауста». Пианист высказал несколько критических замечаний, композитор принял их с благодарностью и внес поправки в рукопись сонаты перед отправкой в печать.
В дальнейшем, когда жизненные пути музыкантов разошлись, Игумнов выступал в России (и крайне редко за рубежом), давал частные уроки, преподавал в Московской консерватории, в течение пяти лет был ее ректором. Он оставался пропагандистом творчества Рахманинова и после его эмиграции.
Впервые Игумнов исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова в ноябре 1905 года в Большом зале Благородного собрания в Москве. Об этом он напомнил Сергею Васильевичу в письме, отправленном из Тбилиси в 1942 году: «При недавнем исполнении мною Вашего Второго концерта мне вспомнилось, как я играл его под Вашим управлением в Керзинском кружке любителей русской музыки. Тому прошло без малого 40 лет, а Концерт свежесть свою сохранил вполне и повсюду неизменно вызывает у слушателей самый живой отклик». Конец цитаты.
«Недавнее исполнение рахманиновского концерта», которое упоминает Игумнов, состоялось 11 декабря 1936 года. Именно это исполнение зафиксировал своим рисунком художник Аркадий Мазаев. На нижней части того же листа он сделал несколько эскизных зарисовок правой руки пианиста с длинными пальцами. По воспоминаниям слушателей, эти пальцы были способны извлекать из рояля звуки редкой красоты, сравнимые с человеческим голосом.
Уникальные образцы изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.