Молдавская флейта най

Выпуск 374
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки представлен популярный молдавский музыкальный инструмент под названием «най». Он представляет собой многоствольную флейту типа флейты Пана. Название подобных инструментов происходит от имени древнегреческого бога лесов и полей, покровителя пастухов и хранителя стад — Пана. Его изображают с рогами, козлиными ногами и большой бородой. По преданию, однажды Пан участвовал в ночном хороводе нимф. Увидев юную прекрасную Сиринкс, он без памяти влюбился, но нимфа испугалась его вида и убежала. Путь ей преградила река. Нимфа обратилась с мольбой к Богу реки помочь ей. Бог спас ее, превратив в тростник. Безутешный Пан не мог забыть Сиринкс. Он срезал несколько тростинок, скрепил их воском, и получилась сладкозвучная флейта, с которой он никогда не расставался. Именно с таким инструментом изобразил Пана великий русский художник Михаил Врубель.
Молдавская флейта най
В прошлом молдавская флейта состояла из семи-восьми трубочек. А вот у музейного молдавского ная целых 28 трубочек одинакового диаметра, но разной длины. Они скреплены между собой и установлены на кронштейне в форме дуги. Верхние концы трубок ровно срезаны и находятся на одном уровне. А в нижние концы трубок вставлены пробки, залитые пчелиным воском — его толщина определяет высоту звука. Настройка производится путем добавления или удаления слоя воска. Строй ная — диатонический, но при изменении наклона инструмента можно извлечь полный хроматический звукоряд.
Най еще в XVII веке был важнейшим инструментом лэутаров — профессиональных музыкантов; их ансамбли играли на гуляньях, свадьбах, сопровождали музыкой спектакли. В современных оркестрах молдавских народных инструментов най, как правило, солирует.
Звонкий, «летящий» и в то же время нежный звук ная привлекал многих композиторов. Моцарт использовал его в опере «Волшебная флейта», Римский-Корсаков — в опере-балете «Млада». Най звучит во всемирно известной композиции Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Музейный най сделан одним из лучших молдавских мастеров — Любомиром Йоргой. В течение двадцати лет он выступал в Ансамбле народного танца Молдавии «Жок». С 1964 года Йорга работал в музыкальном цехе Производственного комбината Министерства культуры Молдавской ССР, где увлекся историей создания народных инструментов. Он делал не только традиционные наи и окарины, но и создал совершенно новый инструмент, который назвал йоргофоном. Пятнадцать инструментов своей работы Любомир Йорга подарил Музею музыки.
Народные инструменты — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.