Записи Михаила Каракаша

Выпуск 372
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки сохранилось несколько записей известного певца начала прошлого века Михаила Николаевича Каракаша. Они были сделаны фирмой «Пишущий амур» в 1913-14 годах, когда артисту не было и тридцати лет.
Записи Михаила Каракаша
Выпускник Петербургской консерватории, Каракаш в 1911 году дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Онегина, в ансамбле со знаменитыми артистами — Леонидом Собиновым, Аделаидой Больска, Евгенией Збруевой, Владимиром Касторским. На следующий день пресса отмечала успех дебютанта, сразу же ставшего вровень со своими прославленными партнерами.
Затем в репертуар молодого артиста вошли партии Грязного в «Царской невесте», Невера в «Гугенотах», Шарплеса в «Мадам Баттерфляй», Эскамильо в «Кармен», Валентина в «Фаусте», Дона Карлоса в «Каменном госте». Одной из лучших ролей Каракаша был Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. Не случайно, когда Шаляпин пел в этой опере в Большом театре, директор императорских театров Теляковский специально направлял в Москву молодого петербургского баритона. В «Севильском цирюльнике» Каракаш и Шаляпин вместе спели более 20 раз!
Мастерски владея своим прекрасным голосом, Михаил Николаевич выступал не только в лирических, но и в драматических партиях: Тонио в «Паяцах», Князь Игорь в опере Бородина, Демон в опере Рубинштейна. Кроме того, он ярко проявил талант камерного певца. Каракаш исполнял и классические романсы русских композиторов, и недавно созданные произведения Рахманинова, Гречанинова, Спендиарова, Стравинского, Метнера.
После 1921 года певец выступал в римском театре «Русская ласточка», затем в Париже в труппе Кузнецовой-Бенуа. Во второй половине 20-х годов Каракаш занялся оперной режиссурой. В последние годы жизни выдающийся артист был главным режиссером Белградской оперы, где прославился постановками «Князя Игоря» и «Севильского цирюльника».
В историю оперного искусства Каракаш вошел как один из лучших интерпретаторов партий Онегина в «Евгении Онегине» и Елецкого в «Пиковой даме» Чайковского, а в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» ему попросту не было равных в России в его эпоху.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.