Турецкий танбур

Выпуск 340
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки демонстрируется «большой турецкий танбур». Этот инструмент распространен только в Турции. Однако под тем же названием — «танбур» — в странах Средней Азии и Ближнего Востока бытует совсем другой инструмент, с маленьким изящным корпусом, который по форме напоминает грушу.
Турецкий танбур выглядит совсем иначе. Корпус у него в виде полусферы диаметром 35 см. Он склеен из двадцати пяти чередующихся светлых и темных сегментов из клена и фруктового дерева. Верхняя дека изготовлена из многослойной ели. На ней помещена подставка для струн — она свободно передвигается. У музейного инструмента три парные струны и одна одинарная. Шейка с ладами длиной около полутора метров покрыта черным лаком. Играют на танбуре с помощью черепахового плектра — он называется «мизраб».
Турецкий танбур
Танбур — инструмент профессиональной традиции. Играют на нём исключительно мужчины. Техника исполнения сложна и подразумевает использование всех пальцев правой руки. Основные приёмы игры — различные виды вибрато, глиссандо или их комбинации. Мелодии, звучащие на танбуре, плавные, с неширокими интервалами, — дело в том, что исполнять скачки здесь очень сложно из-за больших расстояний между ладами. На инструменте с давних времен играли классические циклы под названием «фасиль», музыку дворцовых церемоний, суфийскую музыку. Танбур соло или в ансамбле сопровождал танцы дервишей. Средневековые турецкие легенды приписывают изобретение инструмента древнегреческому философу Сократу. Конструкция танбура уподоблялась строению человеческого тела: корпус — это голова, шейка — тело, струны — кровеносные сосуды вокруг сердца. Струны танбура ассоциировались также с планетами. Согласно символике космологии, каждый лад и каждая струна издавали звуки, связанные с определенным знаком зодиака и планетой. Как правило, классические жанры инструментальной музыки Турции являются камерными. Несколько инструментов импровизируют по очереди, каждый ведёт свою мелодическую и ритмическую линию. И танбур в этих ансамблях играет важнейшую роль. Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту