Михаил Гнесин. «Снежинки»

Выпуск 369
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейном собрании хранится сборник печатных нот с пометой «Библиотека Ламма». Выдающийся российский музыковед Павел Ламм собрал и переплел в объемистый том ранние вокальные сочинения композитора Михаила Гнесина. Том начинается романсом «Снежинки» на слова поэта и драматурга Серебряного века Владимира Волькенштейна. Свое сочинение Гнесин посвятил памяти друга, литератора Зиновия Сувальского, который скончался на двадцать пятом году жизни.
Михаил Фабианович Гнесин, представитель многочисленной музыкальной династии Гнесиных, родился в Ростове-на-Дону. Свое первое музыкальное сочинение одаренный мальчик написал в возрасте восьми лет. А в 1907 году студент Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гнесин сочинил романс «Снежинки», ставший его профессиональным творческим дебютом.
Михаил Гнесин. «Снежинки»
Окончив консерваторию, Гнесин вернулся в родные края. Он преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре, организовал в Ростове-на-Дону народную консерваторию и стал ее первым директором. В 1923 году музыкант переехал в Москву и начал преподавать композицию в музыкальном училище, которым руководили его сестры Елена и Евгения Гнесины.
Начало творческого пути Михаила Гнесина складывалось успешно: его сочинения исполнялись и издавались. Этому немало способствовал известный пианист и педагог Московской консерватории Александр Зилоти, всегда помогавший молодым композиторам. Впервые Зилоти познакомился с музыкой Гнесина на концерте знаменитой певицы Надежды Ивановны Забелы, которой он аккомпанировал. После романсов Римского-Корсакова певица спела романс «Снежинки» молодого композитора. Гнесин вспоминал: «Я получил записку от Надежды Ивановны, в которой она сообщала, что Александр Ильич с восхищением отнесся к моему романсу, желает со мной познакомиться и хочет помочь мне его издать».
Зилоти пригласил на обед Гнесина и своего близкого друга Петра Юргенсона. Известный нотоиздатель неожиданно предложил композитору стать его постоянным издателем. Вот продолжение воспоминаний Михаила Гнесина: «Когда я стал благодарить Александра Ильича, он сказал, что не имеет к этому никакого отношения, хотя я знал, что все это устроил именно он. Такова была его обычная скромная манера. Удивительный человек!».
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.