Михаил Гнесин. «Снежинки»
Выпуск 369
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейном собрании хранится сборник печатных нот с пометой «Библиотека Ламма». Выдающийся российский музыковед Павел Ламм собрал и переплел в объемистый том ранние вокальные сочинения композитора Михаила Гнесина. Том начинается романсом «Снежинки» на слова поэта и драматурга Серебряного века Владимира Волькенштейна. Свое сочинение Гнесин посвятил памяти друга, литератора Зиновия Сувальского, который скончался на двадцать пятом году жизни.
Михаил Фабианович Гнесин, представитель многочисленной музыкальной династии Гнесиных, родился в Ростове-на-Дону. Свое первое музыкальное сочинение одаренный мальчик написал в возрасте восьми лет. А в 1907 году студент Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гнесин сочинил романс «Снежинки», ставший его профессиональным творческим дебютом.
Окончив консерваторию, Гнесин вернулся в родные края. Он преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре, организовал в Ростове-на-Дону народную консерваторию и стал ее первым директором. В 1923 году музыкант переехал в Москву и начал преподавать композицию в музыкальном училище, которым руководили его сестры Елена и Евгения Гнесины.
Начало творческого пути Михаила Гнесина складывалось успешно: его сочинения исполнялись и издавались. Этому немало способствовал известный пианист и педагог Московской консерватории Александр Зилоти, всегда помогавший молодым композиторам. Впервые Зилоти познакомился с музыкой Гнесина на концерте знаменитой певицы Надежды Ивановны Забелы, которой он аккомпанировал. После романсов Римского-Корсакова певица спела романс «Снежинки» молодого композитора. Гнесин вспоминал: «Я получил записку от Надежды Ивановны, в которой она сообщала, что Александр Ильич с восхищением отнесся к моему романсу, желает со мной познакомиться и хочет помочь мне его издать».
Зилоти пригласил на обед Гнесина и своего близкого друга Петра Юргенсона. Известный нотоиздатель неожиданно предложил композитору стать его постоянным издателем. Вот продолжение воспоминаний Михаила Гнесина: «Когда я стал благодарить Александра Ильича, он сказал, что не имеет к этому никакого отношения, хотя я знал, что все это устроил именно он. Такова была его обычная скромная манера. Удивительный человек!».
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.