Альт «Чкалов» работы мастера Тимофея Подгорного

Выпуск 368
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранятся девять инструментов работы Тимофея Филипповича Подгорного, одного из самых известных советских скрипичных мастеров. Он прожил 85 лет и сделал более тысячи струнных инструментов. Многие из них уникальны и высоко ценятся музыкантами. В Музее представлены виола, две скрипки, три альта и виолончель, поступившие в разные годы от частных лиц. Имеются также два шичепшина — это адыгейский смычковый инструмент. Подгорный изготовил их в 1920-е годы, а в середине 30-х Московская консерватория передала их в Музей.
Некоторым инструментам Тимофей Филиппович давал собственные имена: например, виолончель под названием «Грусть», скрипки «Римлянка» и «Гварнери-два», альт «Руставели», детский альт «Пионер».
Прославился Тимофей Подгорный, прежде всего, как мастер альтов и виолончелей. Он работал в содружестве с выдающимся музыкантом, альтистом Вадимом Борисовским. На альтах работы Подгорного играют и сейчас.
В музейной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» многие годы демонстрировался альт под названием «Валерий Чкалов», изготовленный мастером в 1941 году. Этот инструмент он посвятил легендарному советскому лётчику-испытателю, Герою Советского Союза, совершившему первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.
Альт «Чкалов» работы мастера Тимофея Подгорного
Тимофей Подгорный родился в 1873 году в Харьковской губернии в семье плотника. В 14 лет переехал в Ейск, работал краснодеревщиком, учился играть на скрипке, виолончели, кларнете, фортепиано. Позже играл на альте в любительских ансамблях. В 1901 году Тимофей Филиппович открыл в Екатеринодаре (ныне Краснодар) собственную мастерскую. Работы Подгорного были отмечены на Международном конкурсе в Брюсселе в 1905 году, а годом позже мастер получил золотую медаль за скрипку «Мадонна» на выставке в Антверпене. Вскоре он с семьей переехал в Москву.
После революции Тимофей Подгорный организовал первую государственную школу скрипичных мастеров (впоследствии — Опытно-показательные мастерские при Государственном институте музыкальной науки). Среди его учеников известные скрипичные мастера Георгий Морозов и Николай Фролов. Подгорный — один из организаторов, член экспертного совета и научный консультант первой в СССР фабрики смычковых инструментов.
В первой половине 20-х годов Тимофей Филиппович работал в мастерских московского Большого театра. Был удостоен Первой премии на Всесоюзном конкурсе мастеров музыкальных инструментов в 1926 году.
Ценные музыкальнее инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.