Три стихотворения Л. В. Собинова

Выпуск 367
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди автографов в фондах Российского национального музея музыки есть три примечательных стихотворения. Принадлежат они выдающемуся русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Слава Собинова как оперного артиста в конце –XIX и первые десятилетия XX века была невероятной — и не только в России, где он был почитаемым кумиром, но и за рубежом, где после первых же выступлений Леонид Витальевич стал звездой оперной сцены. Любой спектакль или концерт с его участием становился событием художественной жизни.
Выдающийся лирический тенор, безгранично одаренная творческая личность, Собинов обладал и поэтическими способностями. Он писал стихи разного характера, но чаще всего это были экспромты. Корней Чуковский в воспоминаниях о Собинове отмечал, что Леонид Витальевич прекрасно зная литературу, сочинял стихи, но смотрел на стихотворчество как на дилетантскую прихоть и не придавал ему значения. «Между тем среди его стихов было немало таких, которые обнаруживали и вкус, и мастерство, и понимание поэтической формы», — отмечал Чуковский. Вера Каралли, известная балерина, с которой Собинова связывали романтические отношения, вспоминала, что во время переезда или отдыха он иногда писал стихи, но, считая их праздной забавой, куда-то забрасывал или просто рвал…
Несмотря на такое легкомысленное отношение автора к своему поэтическому творчеству, стихотворные записи Собинова сохранились в архивах. Это и эпиграммы, и экспромты, и лирические произведения. Три стихотворения Собинова — «Весенний день», «Ночь», «На Волге» — находятся в фонде литературных рукописей Российского национального музея музыки. Стихи написаны чернилами, внизу листов стоят инициалы автора — «Л. С.». Автографы не датированы. Записаны стихотворения уже с применением новой советской орфографии. Поэтому можно предположить, что созданы они не ранее 1920-х годов.
Три стихотворения Л. В. Собинова
Прочтем одно из стихотворений великого артиста. Оно называется «Весенний день».
Белоснежное цветенье,
Опьянённых пчёл гуденье…
Вырезная листьев клейких
Зелень пахнет остро, пряно,
Одуванчики на шейках
Вылезают вверх упрямо.
Птичий спор на старой груше
Словно треск заполнил уши…
Вдруг все брызнуло в испуге!
Испугал хохлатый кочет, -
Он зерно нашел: подруге
Передать его хлопочет.
Весел праздник возрожденья
После зимнего томленья:
Посмотри: за лесом поле
Зеленеет ярким всходом
И о вольной ветер воле
Песнь поет над небосводом.
Уникальные автографы — это важная часть нашей истории и культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.